Тема возрождения норм и практики ГТО в послеперестроечной России возникла в виде указа президента от 24 марта 2014 года. Спустя полтора года положения этого указа обрели новое воплощение в статьях федерального закона, подписанного Владимиром Путиным 5 октября 2015 года. Новый закон окончательно утверждает нормы ГТО в качестве основы программы общего физического развития в России и определяет порядок создания и функционирования общественных организаций нового типа — физкультурно-спортивных клубов.

Всесоюзный парад физкультурников. Москва, 1937

Система Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО тестируется в различных регионах с 2014 года, но данная практика ещё не приобрела системный характер и не даёт достаточного материала для анализа. В такой ситуации любые предположения о дальнейшей судьбе ВФСК оказываются в той или иной степени лишь догадками, имеющими под собой шаткую почву. Пытаясь наиболее верно спрогнозировать, во что выльется практика применения новоиспеченного закона, необходимо выдержать золотую середину между двумя классическими для Российской медиасферы стилями оценки государственных начинаний — утопическим фантазированием и апокалиптическим пророчеством.

Хорошо забытое старое

Советская система ГТО развивалась и реформировалась более 60 лет — с 1930 года по 1991 год. Российская система, насколько можно судить по нормативам и руководящим документам, стремится как можно точнее следовать духу предшественницы.

В полном соответствии с этим духом нормативы — и система оценки в новой системе уделяют всё больше внимания общему физическому развитию, все дальше и дальше уходя от военно-прикладных упражнений. Если значкист 1930 года представлял собой готового младшего специалиста Красной Армии, то значкист года 2015-го, как впрочем и 1972-го — это крепкий физкультурник с двух-трехлетним стажем систематических занятий.

Такой переход вполне отвечает требованиям времени. За годы развития системы ГТО развились и армия и производство. В нынешних условиях специальная физическая подготовка для большинства военных и гражданских специальностей стала не нужна. Труд и оборона теперь все больше представляют собой управление техникой и её обслуживание, а таким вещам обучаются за партой, по месту работы или службы, а не на стадионе или спортивной площадке. С точки зрения здоровья, приоритет мирных видов над военно-прикладными можно только приветствовать — ведь бег и плавание намного лучше укрепляют здоровье и сулят меньше травм, чем преодоление полосы препятствий на время или парашютный спорт.

Общественную базу для популяризации норм ГТО и соответствующего образа жизни, и собственно физкультурной подготовки к сдаче нормативов, по новому закону, должны составить физкультурно-спортивные клубы, организованные на местах. Эта система также родом из СССР, где физкультурные общества предприятий и учебных заведений пользовались большой популярностью. В современной России местные организации почти вывелись, за исключением разве что хиленьких профсоюзов и редких ТСЖ. Компании школьников распадаются наутро после выпускного, фамилии однокурсников вспоминаются с трудом, а соседей и вовсе мало кто знает. Новые ФСК, объединяя соседей, коллег и соучеников, могли бы существенно активизировать общественную жизнь, принеся общее дело, не связанное с корыстным интересом.

В целом, изучая документы, регламентирующие ВФСК ГТО, легко представить себе, что они были написаны в 1991 году и только по ошибке пролежали невостребованными до наших дней. Советского Союза нет уже давно, советские ценности вымирают вместе с их носителями, и система ГТО, бывшая органичной частью советского общества, вряд ли хорошо и быстро приживется на ветке совсем другого дерева — общества российского.

Дорогу значкистам — хилым не место за партой!

Своеобразным индикатором противоестественности этой прививки стало облегчение для значкистов поступления в вузы, никак не вытекающее из логики ВФСК и мотивов его принятия. Учитывая невероятно напряженную конкурентную борьбу за бюджетные места в вузах, развернувшуюся на просторах нашей Родины, такой шанс многие захотят использовать. Уже сейчас в спортивных залах и фитнес-клубах можно встретить старшеклассников, готовящихся к сдаче нормативов. Может быть, со временем ситуация изменится, но пока что ГТО всё больше грозит превратиться в негласный ЕГЭ по физкультуре, который добровольно-принудительно будут сдавать все. С точки зрения чиновничьего искусства такому шагу можно только аплодировать — ведь в кратчайшие сроки ВФСК обеспечена огромная популярность среди школьников, а значит, и хорошие материалы для отчета. Вот только ГТО заявляется как система физического развития населения всех возрастов, а подобных «заманух» для других категорий пока не придумано. Да и со школьниками может получиться не очень здорово. Ведь преподавание физкультуры в школе часто оставляет желать лучшего, а узконаправленные и непродолжительные занятия, нацеленные на сдачу ГТО для получения лишнего бонуса при поступлении, скорее всего будут брошены вскоре после получения студенческого или военного билета.

Еще одним негативным аспектом такой привязки ГТО к поступлению в вуз является усиление фактической дискриминации абитуриентов по месту жительства — ведь качественные спортивные комплексы с опытными тренерами и хорошим техническим оснащением есть не везде, а наиболее доступны они жителям крупных городов, которые и так в плане подготовки к поступлению в вузы имеют массу преимуществ: лучшее школьное образование, доступность репетиторов и т.д., что в совокупности с преимущественно городским размещением детско-юношеских спортивных секций делает положение сельских жителей крайне невыгодным. Напротив, в привилегированном положении оказываются опытные спортсмены, которых, к слову, среди абитуриентов не так много, как уроженцев села, и для которых сдача нормативов ГТО будет вопросом всего пары месяцев дополнительных занятий по отдельным упражнениям. Весьма прискорбно, что судьба — ведь для многих именно этот момент в биографии становиться судьбоносным — многих молодых людей теперь будет зависеть от не зависящих от них обстоятельств: спортивных способностей, места жительства и стажа занятий на данный момент.

Спортивные клубы без розовых очков

Решить все проблемы: и с популяризацией, и с доступностью — призваны физкультурно-спортивные клубы. Но и их будущность видится не такой уж радужной. По закону, финансировать такие организации могут региональные и местные власти, а также организации, на базе которых они размещаются. Про федеральный бюджет — ни слова, что, хотя и должно порадовать любителей «не кормить Кавказ», означает большую, если не полную зависимость материально-технического и методического обеспечения клубов от размера бюджетов регионов и муниципальных образований, в которых они находятся, что еще сильнее усугубляет неравенство.

Также необходимо учитывать, что оформление и юридическое обеспечение деятельности любой общественной организации — дело очень непростое. Для коммерсантов от спорта здесь представляется намного больше возможностей, чем для граждан, собравшихся вместе тренироваться. К тому же для грамотного бизнесмена, имеющего опыт работы в данной сфере и связи в администрации, организация такого клуба сулит неплохие барыши — ведь «все знают», например, что заниматься нужно только в особой обуви, особой одежде, не иначе как на фирменном заморском оборудовании и пр. и др. Принимая во внимание, что в качестве государственной поддержки, помимо финансовой помощи, предусмотрено выделение государственного имущества, следует ожидать погони не только за грантами, но и за «золотой» городской недвижимостью. В современной российской конъюнктуре ситуацию могло бы выправить только добровольно-принудительное включение в процесс совсем уж больших бизнес-игроков, таких как «Газпром» или РЖД, которые способны поставить организацию ФСК на поток, стандартизировав их и лишив как недостатков спонтанной и несистематической самоорганизации, так и излишней коммерциализации, следующей по пятам среднего бизнеса.

ВФСК ГТО несет в себе очень важное положительное зерно. В современной ситуации, когда существует ничтожное меньшинство серьезно занимающихся спортом и огромное большинство с минимальной физической активностью, новая система предлагает третий путь, доступный каждому, не требующий посвятить ему всю жизнь, укрепляющий здоровье и подкрепленный общественным престижем.

Хочется надеяться, что в итоге народ России действительно станет больше заниматься физкультурой и спортом, а система ГТО станет неотъемлемой частью нашей общественной жизни. Но сколько препятствий на этом пути, сколько абитуриентов не станут студентами из-за объективной невозможности успеть стать значкистами, сколько людей наживутся за счёт благой идеи — об этом можно только догадываться.