Европейцы принесли индейцам Амазонии цивилизацию или разрушение традиционного мира, который был ничем не хуже «просвещенной Европы», а просто другим? В результате геноцида индейского населения, который чинили завоеватели, из двух тысяч индейских племен Бразилии сохранилось не более 200. Истреблено было более трех миллионов представителей коренного населения. За это никто не понес наказания. Более того, сама проблема геноцида индейцев, и не только Бразилии, стыдливо замалчивается высокими политиками. Никто не понес пусть и моральной ответственности за уничтожение уникальной культуры и языков. И сейчас борьба за права индейцев в бразильской Амазонии — тема не только требующая гражданственности, но и смелости. Поскольку теперь враг коренного населения бразильской Амазонии — хищническая политика компаний, разоряющих джунгли. А за этими компаниями — сила, деньги, криминалитет.

batyar.com
Индейцы мундуруку.Племя живущее в центральной части Амазонии.

Для того, чтобы почувствовать остроту проблемы и понять чаяния коренного населения Бразилии, надо просто посетить бразильскую Амазонию. И не только ее центральный город — Манаус, но и маленькие поселки на сваях вдоль Амазонки и ее притоков, и индейские поселения в джунглях. Несмотря на то, что Манаус обладает одной из самых мощных экономик в стране, включая электронику и нефтехимические предприятия, окружающая его бразильская Амазония была и остается индейской территорий по энергетике, культуре, этническому составу. Более 60 процентов бразильской Амазонии составляет особая этническая группа — кабокло, португало-индейские метисы. А Национальный праздник штата Амазонас так и называется — День кабокло, и отмечается 24 июня.

За границами миллионного Манауса сотни тысяч квадратных километров непроходимых лесов — среда обитания индейских племен. Места, где европейцу, случайно оказавшемуся там, просто не выжить. Наука выживания в джунглях — это то, чему учат с детства. И спецификой воспитания в индейских семьях является минимальная опека. Ребенок должен почувствовать окружающий мир и научиться не покорять его, а жить в гармонии с ним. Так как это делали его предки. Не случайно индейцы говорят, что в джунглях два главных охотника. На первом месте, конечно, хозяин сельвы — ягуар. А на втором — человек. Не противопоставленный природе, не завоеватель и не покоритель ее, а часть. Иначе не выжить. Любое нарушение экологического равновесия больно бьет по коренному населению. Возможно, потому именно Бразилия занимает первое место в мире по количеству неконтактных племен, избегающих любых связей с цивилизацией. Их около семидесяти.

Манаус — столица бразильской Амазонии вмещает в себя и современные высотные здания, и колониальную архитектуру, и традиционные индейские дома на сваях. А еще этот город занимает пятое место по уровню преступности в стране. Объяснение простое. Богатство одних соседствует с нищетой других. Приток новой рабочей силы со всей территории бразильской Амазонии не находит должного применения и пополняет местный криминал. Полвека назад Манаус был объявлен свободной экономической зоной с целью дать толчок развитию всей бразильской Амазонии, которая богата уникальной флорой и фауной. Амазония является не только «легкими планеты». Джунгли таят в себе кладезь полезных ископаемых, включая нефтяные месторождения. Однако, промышленное развитие бразильской Амазонии зачастую превращается не только в экологический беспредел, но и лишает коренных жителей среды обитания, обрекая на нищету, болезни и вымирание.

Если проехать на речном пароходе по притоку Амазонии Риу-Негру, а потом на маленькой пироге, а потом еще пройти с проводником, то можно попасть в настоящую индейскую деревню. Мы приехали к индейцам тукуна. На языке этого народа говорит самое большое число говорящих на языках коренного населения. Здесь живут также как сотни, если не тысячи, лет назад. Хотя приметы времени можно увидеть и здесь. В просторной хижине, без стен, с висящими гамаками на столе стоит бутылка кока-колы. Может, туристы оставили. А может, и куплена в ближайшем магазине. Все передвижение осуществляется по реке. А там есть даже «плавучие мини-маркеты», стоящие чуть ли не посредине реки.

Одеты жители традиционно, женщины ходят с обнаженной грудью. Пришедших встречают приветливо. Касик — вождь — произносит несколько слов на своем языке, чтобы пришедшие могли услышать эту речь. Молодые люди в знак приветствия играют на диковинных для европейца инструментах. И потом показывают незамысловатый танец, который при этом что-то означает. И, видимо, важное. В деревне можно увидеть и орудия для метания стрел — внешне похожее на духовой инструмент. Охота и рыбная ловля — основное занятие. И богатство природы дает возможности для существования. Если бы не варварская политика компаний, грабящих и разоряющих бразильскую Амазонию, превращающих места традиционного обитания племен в непригодные для жизни.

Согласно бразильской конституции 1988 года, все земли древних предков современных индейцев должны были быть переданы племенам в течение пяти лет. К настоящему моменту индейцам передано около 11% территории страны и около 22% джунглей Амазонки.

Читайте также: Кто спасет индейцев бразильской Амазонии?

На днях в Бразилии обнародован доклад «Насилие в отношении коренных народов». Исследование подготовлено Советом коренных народов, и в нем, в частности, сказано, что в штате Амазонас Бразилии совершено наибольшее количество убийств индейского населения, по сравнению с другими регионами страны. Отмечен также рост самоубийств среди бразильских индейцев, почти треть которых спровоцирована социальными условиями. Авторы доклада уверены, что почти за треть подобных случаев ответственность несет государство. Это трагедия, которая происходит в наши дни, о которой мало говорят. На фоне бесконечных дискуссий об этнокультурных мирах и угрозах их существованию, дискуссиях, которые ведутся с трибун международных организаций, слабо слышен голос индейца бразильской Амазонии. А современному «индейскому миру» тоже нужна защита.