Руководитель лаборатории НИИ профилактический медицины Минздрава РФ — кардиолог Мехман Мамедов изучает проблемы смертности населения в РФ и курирует самое успешное по части долгожительства направление — Северный Кавказ. Как удается повышать продолжительность жизни населению региона, в то время как в остальных смертность только растет? Как уберечься от сердечно-сосудистых заболеваний, которые лидируют среди причин смертности? Эти вопросы ИА REGNUM задал профессору Мамедову.

Побочное действие реформ Горбачева

По данным Росстата, смертность населения в первом квартале 2015 года увеличилась на 3,7%, по сравнению с тем же кварталом 2014 года. Смертность населения в 2014 году по сравнению с 2013 не снизилась. Однако в октябре 2014 года (еще до начала массового сокращения медиков в стране), средняя продолжительность жизни составила 71,6 года, что на 0.8 лет больше, чем в 2013 году. И позитивная статистика, возможно, радовала бы правительство еще некоторое время, если бы к массовому сокращению врачей не прибавился «декабрьский» экономический кризис, лишивший часть российских граждан возможности обращаться за медпомощью в коммерческие клиники.

Президент дал чиновникам Минздрава задание разобраться в ситуации до 1 июня. Во все регионы были посланы проверяющие, констатируя, что быстро положение не исправить. Министр здравоохранения Вероника Скворцова объясняла это прискорбное явление — зимней эпидемией ОРЗ и гриппа при отсутствии поголовной вакцинации и «стареющим» населением.

Впрочем, после сентябрьского форума ОНФ Вероника Скворцова в беседе с президентом она нашла некие позитивные индикаторы и в нынешней демографической ситуации. Между тем, по мнению специалистов, с повышением смертности в РФ все оказалось не фатально.

— В разные годы продолжительность жизни в России динамично изменялась и в целом, ее можно охарактеризовать как волнообразное медленное увеличение, — пояснил ситуацию профессор Мамедов. — В 70−80-х годах XX века средняя продолжительность составляла — 68−69 лет, начиная с 1990 года, отмечается снижение этого показателя до 65 лет. И повторный пик ее увеличения зарегистрирован в 2011 году — 69,4 лет. Для сравнения, по данным Всемирного банка, в развитых странах — (США — 78,7 лет, Япония — 83,1 года), и в некоторых развивающихся, например, в Китае — 75,2 лет — наблюдается тенденция к стремительному увеличению средней продолжительности жизни.

ИА REGNUM: То есть получается, что на них всемирный финансовый кризис не влияет?

Смертность населения, это — явление, для которого, как я уже говорил, характерна цикличность и синусоидальность процессов. И, поэтому нельзя ничего утверждать уверенно про увеличение смертности в стране в 2015 году, пока мы не проанализируем всю статистику 2015 года. Разумеется, причины повышения смертности в I квартале называются самые разные. В том числе и недостаточно качественно организованная работа территориальных органов здравоохранения, не оптимизированная система социальных пособий, недостаточное лекарственное обеспечение и медицинская помощь… И вовсе не стоит во всех огрехах обвинять Минздрав, делать из него «мальчика для битья»…На нем — методологический контроль. Но очень многое, на самом деле, зависит и от местных кадров, а финансирование — от местных властей. Например, губернатор Пензенской области Василий Бочкарев очень многое делал для того, чтоб в регионе стало возможно вести здоровый образ жизни. Но не все такие креативные…

ИА REGNUMИ все же «лихие времена» нельзя сбросить со счетов…

Антиалкогольная реформа Горбачева, имевшая своей целью улучшение экономических показателей в стране, а вовсе не заботу о здоровье народа, на некоторое время снизила смертность. Это был такой неожиданный побочный эффект. Затем смертность вновь возросла.

ИА REGNUM То есть борьба с вредными привычками оказалась не на пользу населению?

Я считаю, что так радикально, как это сделали, ограничивать выпивку было нельзя, потому что народ уже привык употреблять алкоголь. И он вместо качественной выпивки, стал пить, что угодно, например, спирт Рояль. Сейчас у нас также — эпоха перемен, и невозможно не признать, что социально-экономические факторы также сказываются на здравоохранении. Вы подумайте, сколько врачей сократили! Кто будет следить за здоровьем населения?

ИА REGNUM Возможно, статистика смертности стала более полной, информацию о ней стали давать более точную?

Методика определения показателя смертности осталась та же самая, что и раньше. Я допускаю, что и грипп мог спровоцировать увеличение смертности, но только в том случае, если у человека есть скрытые недостатки. Сейчас Минздрав принимает все меры к снижению смертности на местах, особенно в областях, где имелась тенденция к ее повышению. Разумеется, фоновая проблема была — это реформа в регионах, снижение расходов на здравоохранение. Конечно, это — не эпидемия, но свой вклад она внесла. Я ездил на Северный Кавказ, проверять, как там обстоят дела. За счет кризиса сокращается выделение бюджета на лекарства, сейчас начнут и таблетки считать, и бинты. И поэтому, я считаю, пора определить порядок приоритетов выделяемых средств. Это — охрана материнства и детства, работа с пациентами трудоспособного возраста, ведь необходимо менять отношение к своему здоровью, образ жизни. Также — первичная и вторичная профилактика, контроль за целевыми цифрами давления, чтобы оно не превышало — 150/90, а лучше — 140/80.

ИА REGNUM Что имеет значение для развития сердечно-сосудистых заболеваний? И правда ли, что кардиологические проблемы передаются мужчинам чаще, чем женщинам.

Я лично не слышал, чтобы мужчины проблемы с кардиологией наследовали чаще. В генетической предрасположенности нельзя выделить какой-то один решающий фактор. Если у родителей в анамнезе — сердечно-сосудистые заболевания, то необходимо учитывать, например, доминантный это ген или рецессивный. Есть генетические заболевания, когда идет совокупность нескольких мутаций. Что касается образа жизни, то тут все значительно понятнее: вредные привычки, хронический стресс, поведенческие факторы, социальный и… матримониальный статус. Известно, что женатые люди живут дольше, у них больше мотивации к жизни. Разумеется, есть и исключения: гениальные люди, которым приходится выбирать — семья или карьера. Например, такие, как Раневская. Но их — меньшинство.

ИА REGNUM Что относится к не столь очевидным факторам риска?

— Это — гипертония, сахарный диабет, в том числе и второго типа (метаболическое заболевание, характеризующееся хронической гипергликемией, то есть, повышенным содержанием сахара в крови, развивающимся в результате нарушения взаимодействия инсулина с клетками тканей). По статистике, 80% таких пациентов страдают ожирением.

ИА REGNUM Вы говорите о контроле за гипертонией, а гипотонию, словно бы и не учитываете.

— Гипотоников в 10 раз меньше, чем гипертоников. Хотя бывает, что и гипотония переходит в гипертонию. В основном, это происходит у женщин в период климакса. Конечно, и за низким давлением необходимо следить. Ведь если человек — гипотоник, кровоснабжение у него — слабое, зато переживания — сильные, а также можно часто наблюдать перемены настроения, плаксивость. И это давление необходимо контролировать. Ведь есть даже такое понятие, как предгипертония! Между тем, в стране 40% гипертоников, только половина знает, что у них — гипертония, и половина из знающих — эффективно лечится!

ИА REGNUM Хронический стресс образуется вне зависимости от того, находится ли человек в зоне военных действий или в мирном окружении?

— У кого-то от богатства — постоянный стресс, у других — от горя. И тут-то очень важна первичная профилактика, когда заболевание уже есть, принимать меры, чтобы не было осложнений.

Финны победили «эпидемию» сердечно-сосудистых заболеваний… образом жизни

По данным профессора Мамедова, ежегодно от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в мире умирают около 17,5 млн. человек и в первую очередь — от осложнений ишемической болезни сердца (ИБС). К сожалению, наша страна лидирует по уровню смертности от ИБС.

В общей структуре смертности около 56% обусловлены осложнениями заболеваний сердечно-сосудистой системы. По данным Росстата в 2014 году от осложнений сердечно-сосудистых заболеваний в России умерло 64 548 человек. Это, в среднем, в 2,5 раза превышает статистику гибели от ДТП и смерти в результате инфекционных заболеваний. Между тем, есть страны, где такую же ситуацию сумели победить с помощью обучения населения правильному образу жизни.

— В Финляндии диспансеризация по стоимости дешевле, чем в России, но проводится всем и тотально. Когда обнаруживают проблему, человека, который входит в зону высокого риска, проводят дорогостоящие обследования. Их, как правило, немного, но делают качественно. Они учат детей в детсаду, что такое — здоровое питание. Заметьте, это делает не семья, а общество! Молодые семьи также обучают правильному образу жизни. Институт здоровья действительно работает у них хорошо. Между тем, столь же неблагополучное положение с осложнениями от сердечно-сосудистых заболеваний наблюдалось у них в 70-е годы, — рассказывает профессор Мамедов. — Но финны разработали комплексную программу под названием «Северная Карелия» и начали буквально с детского сада и начальной школы ограничивать в питании детей соль, жиры, и во всех общественных местах вести агитацию за здоровый образ жизни. У них всюду висят плакаты, как правильно питаться, постоянно проходят передачи по телевизору. Причем, не просто так — а в прайм-тайм. А попробуйте у нас на центральном телевидении пустить в прайм-тайм социальную рекламу? Развесить плакаты во всех учреждениях? Я уверен, что никакой пользы от единичных статей в СМИ не будет. Результат можно получить только, если это не начнут делать повсеместно. Это — один из важнейших законов маркетологии! Но в России пока кто-то не издаст указ, обязывающий это делать, такой революции, наверное, не произойдет. Хотя даже при ограниченном финансировании этот проект может дать ощутимые результаты. Например, такой вариант успешно реализуется в Кабардино — Балкарии, где Минздрав сначала года подготовил пять видеосюжетов о таких патологиях, как инсульт и инфаркт миокарда, и они регулярно демонстрируются по местному каналу. В Ингушетии активно развивается мобильная реклама, призывающая контролировать факторы риска.

ИА REGNUM Вы говорите о вторичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Сейчас на поток поставлено стентирование, некоторые другие кардиологический операции. Какова профилактика после них?

— Во-первых, стентирование всех вопросов окончательно не решит. Вторичная профилактика обязательно предполагает прием медикаментов. А если таблетки не пить, то никакой гарантии, что не произойдет закупорка сосудов. Во-вторых, необходимо следить за уровнем холестерина, опять же — вести здоровый образ жизни, быть подвижным, организовать нормальное питание. Нельзя не только свинины, но и баранины.

ИА REGNUM Что делается для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в стране на государственном уровне?

— В начале 2015 года сотрудниками Минздрава вместе с группой научных экспертов был разработан план мероприятий по сокращению смертности от ишемической болезни сердца (ИБС). В них входят мероприятия по первичной профилактике ИБС, вторичную — то есть, профилактике осложнений уже имеющейся болезни, и в том числе — острого коронарного синдрома, а так же — меры по повышению эффективности медпомощи при ИБС и мониторинг демографически-статистических показателей, которые помогут определить динамику происходящих процессов.

Северный Кавказ: недостатка во врачах и здоровой экологии нет…

По данным профессора Мамедова, за последние 8 лет в России создано 112 региональных сосудистых центров, 348 первичных сосудистых отделений в 80 субъектах РФ. Во всех 85 субъектах нашей страны закончено формирование трехуровневой системы оказания помощи сосудистым больным, из расчета — один центр на 500 тысяч населения. В Москве, Краснодаре, Кемерово, Перми, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Тюмени организована круглосуточная помощь, что должно снизить смертность от инфаркта миокарда и мозговых инсультов.

Однако в моменты, когда сердечный приступ возникает впервые, многие просто не представляют, что ними происходит, и как самим себе помочь.

ИА REGNUM Иногда сердечные приступы принимают за боли от остеохондроза. Порой они и вовсе бывают «немыми». Как понять, что происходит и вовремя обратиться к врачу?

— Сердечный приступ не проходит при смене положения тела на более удобное, как при остеохондрозе, зато человеку становится легче от нитроглицерина. Это — самый главный признак проблем с сердцем. И если такое возникло впервые — необходимо немедленно обратиться к врачу. Даже в районной поликлинике, где запись ко всем специалистам, вам никогда не откажут в приеме, если возникли боли в области сердца. Если боль — сильная, обязательно вызывайте скорую. Что касается «немых» приступов, то они бывают, в основном, у диабетиков, у них болевая чувствительность снижена и больше безболевой ишемии. В любом случае — дискомфорт, тяжесть в области сердца будут ощущаться обязательно.

По данным Росстата, коэффициенты смертности населения в трудоспособном возрасте на 100 000 человек по основным классам причин смерти и сердечно-сосудистых заболеваний в этом регионе в два раза ниже. Средний возраст ухода из жизни в РФ — 71 год, а на Северном Кавказе — 74 года.

За последние 10 лет в регионе отмечен прирост населения на 11%, при том, что в среднем по стране оно уменьшилось на 2,2%. Чем объясняется этот феномен? Ведь экономически жизнь на Северном Кавказе не лучше и не легче, чем в других местах. Разве что — экология более здоровая…

— Экология на Северном Кавказе, действительно, намного более благоприятная для жизни, чем во многих других регионах, — поясняет профессор Мамедов. — Нет такой мощной урбанизации, если в городах и существуют промышленные предприятия, то довольно мелкие. В деревнях же — образ жизни более подвижный, чем в городах, здоровая пища, нет фастфуда, и нет такого выраженного стресса. Мы знаем, что когда происходили военные действия в Чечне, то показатели в этой республике ухудшились, но после того, как восстановился мир, они снова стабилизировались. Я так много говорю о стрессе, потому что он действительно способен спровоцировать многие заболевания, в том числе — все хронические не инфекционные, а также ожирение, диабет, болезни легких.

ИА REGNUM Диетологи уверяют, что основные понятия о здоровой пище вполне укладываются в системы питания, описанные в религиозных книгах.

Так и есть, при этом кашрут — даже более строгая система, чем та, что принята у мусульман. Хотя понятно, что она во многом базируется на принципах кашрута. Но в нем намного больше ограничений по совместимости пищи, например, не готовить козленка в молоке матери его. Думается, что многие запреты были обусловлены тогдашними условиями хранения продуктов. Что же касается постов, то это — очень полезная вещь, и не только с точки зрения религии. Организм приучают к самоограничению, чтобы человек не искушался на лакомство. Действует это, как курсовое лечение. После него еще некоторое время человек ведет себя стабильно, затем срывается. Но через какое-то время наступает новый пост…

ИА REGNUM, А как же — хадж и намаз?

— Хадж обеспечивает человеку душевный покой. Люди считают, что во время хаджа они очищаются от грехов. Намаз же, кроме того, что он предполагает в религиозном плане, является… аутотренингом в сочетании с регулярной физнагрузкой. Попробуйте 5 раз в день вставать на колени и кланяться! Конечно, соблюдают этот обычай не все. И многое в религии требует перемен, в соответствии со временем, нельзя же жить только понятиями шестого века!

Если меняется уклад жизни, то и религия должна реформироваться. Но, несомненно, правильно, что женщины традиционно не пьют и не курят, а мужчины со временем обращаются в веру, и тоже бросают пить и курить. Именно по этой причине я предлагаю для агитации пациентов за здоровый образ жизни активно сотрудничать с духовенством.

ИА REGNUM Вы говорите, что на Северном Кавказе нет дефицита врачей, в отличие от других регионов. Это — тоже — особенности местного менталитета?

— Можно и так сказать. Врач — одна из самых уважаемых профессий на Кавказе, и там никогда не было недостатка врачей. Даже в наше время, когда столько медреботников сокращают. По данным Минздрава, высокотехнологическая помощь там оказывается в 70% случаев. При этом люди имеют возможность выбрать, где им будут делать чрез кожные вмешательства (транслюминальная баллонная дилатация, стентирование, эксимерная лазерная ангиопластика)… не только по месту прописки, но и в федеральных институтах Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска, где расположен знаменитый институт Мешалкина. Кстати, уровень там настолько высокий, что мастерство приезжают перенимать даже доктора из Китая. Кстати, дорога к месту лечения им оплачивается, что немаловажно.

ИА REGNUM Вы рассказываете на лекциях о некой уникальной бригаде кардиологов в Ингушетии… Чем она так хороша?

— Это три кардиолога, учившихся в Астрахани в большом сосудистом центре, которые круглосуточно оказывают населению республики помощь по проведению коронарографии и ангиопластики. Осложнения этих процедур составляют не более 1%, что соответствует международным показателям. Я считаю, что это — настоящие герои. На республику, где живет 450 тысяч человек — одной бригады, действительно, хватает. Примечательно, что ни в одной республике Северного Кавказа такой круглосуточной кардиологической помощи нет. Кроме того, они ездят по районам, обучают врачей, в каком случае надо к ним обращаться.

ИА REGNUMКак быстро на Северном Кавказе приезжает скорая?

— При вызове скорой по поводу острого коронарного синдрома доля выездов бригад скорой медицинской помощи (СМП) со временем приезда к пациенту до 20 минут составляет около 80%. Для больных с острым коронарным синдромом, госпитализированных в стационар, в сроки менее 1 часа от начала заболевания — достигает до 30%. Безусловно, для снижения вероятности развития осложнений в первые часы этот показатель необходимо увеличивать. Но главной проблемой оказания экстренной помощи остается проведение тромболизиса. В догоспитальном этапе службы скорой помощи ее проводят примерно в 5% случаев. Это обусловлено недостаточным опытом бригад СМП в проведении процедуры и стоимостью современных тромболитических препаратов. И быстрое импортозамещение тут, к сожалению, невозможно. А дженериков у этих препаратов нет.

По словам доктора Мамедова, лекарственное обеспечение пациентов после сердечно-сосудистых инцидентов также является серьезной проблемой. В большинстве республик этот вопрос ждет своего решения. Однако реализация плана борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями затруднена из-за отсутствия комплексного подхода к снижению смертности на межведомственном уровне, административных и материальных ограничений, включая лекарственное обеспечение, ограничение тромболизиса и экстренной интервенционной помощи, нарушение этапов лечения, реабилитации и профилактики ИБС. Однако использования только медицинских способов влияния на уровень смертности и сохранение здоровья населения недостаточно, и, это, безусловно, тупиковый путь. Здесь должна работать и профилактика, и здоровый образ жизни.