Туристы, приезжающие в Крым, ждут и хотят снижения цен, улучшения обстановки на пляжах, поддержания чистоты на курорте, нормализации транспортного сообщения (как с Крымом, так и внутри него), ремонта дорог на полуострове. Также приезжие рассчитывают на улучшение в будущем сезоне качества детского и взрослого досуга, сети и качества питания, благоустройства городов в целом и качества обслуживания в частности (улучшение отношения к ним окружающих людей). Об этом говорится в отчёте «Региональной программы «Общественное мнение» (РПОМ), социологи которой в июле 2015 года опросили 800 отдыхающих на пляжах в 8 городах Крыма.

В отчёте сказано, что 77% отдыхающих на пляжах Крыма высказали свои пожелания по улучшению в сфере отдыха и туризма региона. А 22% сказали, что их все устраивает.

«Те, кто говорит о необходимости навести чистоту, нередко ранее отдыхал за рубежом. В Крыму они чаще отдыхали более 30 дней. Поэтому они скорее неудовлетворительно оценивают цены на продукты питания, ассортимент продуктов, состояние пляжей, досуг вне пляжной зоны. Для них более свойственна неоправданность надежд на качественный отдых», — отмечают социологи РПОМ.

При этом 60% отдыхающих говорят об улучшении качества отдыха в Крыму, а 40% говорят об ухудшении. Однако 89% отмечали небольшие изменения в ту или иную сторону. И только 11% отметили существенные изменения. «Те, кто говорит об ухудшении ситуации в Крыму, чаще считали, что цены быстро растут, чаще были недовольны условиями детского отдыха, состоянием пляжей и улиц города, ассортиментом продукции, доступностью предметов первой необходимости. В качестве пожеланий они говорили о решении транспортных вопросов, экскурсионном обслуживании. Нередко это были люди с низким достатком. Те, кто говорит об улучшении ситуации в Крыму, чаще испытывают положительные эмоции по отношению к Крыму. Они нередко любят Ялту. И в качестве основных пожеланий говорят о детском досуге и доступном интернете, в т.ч. wi-fi», — говорится в отчёте РПОМ.

Социологи пришли к выводам, что ожидания каждого второго отдыхающего в Крыму оправдались, а каждый третий получил больше, чем ожидал. «Те, кто получил больше, чем ожидал, раньше нередко были ориентированы на отдых за рубежом, приехали в Крым из-за того, что его присоединили к России. Нередко они приезжали с друзьями, без детей, на короткий срок и проживали в отелях. Они хотели бы видеть на курорте улучшенное экскурсионное обслуживание, озеленение территории, и свободный доступ к интернету. Те, чьи ожидания не оправдались, скорее дают негативные характеристики крымским курортам. В этой группе чаще попадаются те, кто приезжает на лечение (люди разного дохода). Они нередко говорят о росте цен, возросшей необходимости экономить, и о том, что больше не приедут в Крым», — пояснили социологи.

На открытый вопрос «Что конкретно вас не удовлетворяет?» из 800 опрошенных туристов ответили только 197 человек (25% от общего массива данных). Среди ответов: 35% — это недовольство состоянием пляжей; 16 — 17% — цены и необустроенность курорта; 9% — ограниченные возможности для досуга. «Те отдыхающие, которые говорят о проблемах цен, нередко бывают в Крыму. Одна часть этих людей имеет низкий доход, и они сетуют на то, что посещение Крыма в украинские времена было более финансово доступно. Вторая часть ориентирована на присоединение Крыма к России. Они часто предъявляют требования к экскурсионному обслуживанию, его стоимости и к чистоте на улицах», — говорится в отчёте об исследовании.

При этом 92% отдыхающих на пляжах Крыма заявили, что еще раз приедут в Крым на отдых, 2% говорят «нет», а 6% — затрудняются ответить. «Те, кто говорят, что больше не приедут в Крым, нередко ранее проводили отпуск в дальнем зарубежье. Одной из основных мотиваций приезда был «интерес». Нередко они отдыхали с детьми и были недовольны условиями их отдыха. Они чаще говорят о том, что цены завышены, из-за чего им пришлось превысить запланированный на отдых бюджет. Крым оказался хуже, чем ожидалось. В качестве пожеланий крымской власти они чаще говорят о необходимости нормальной питьевой воды, хороших дорог, приведении в соответствие качества отдыха и цены на него, и о решении вопроса транспортной доступности полуострова», — отметили социологи РПОМ.

Соцопрос туристов проводился в течение недели в июле 2015 года среди отдыхающих в Алуште, Евпатории, Керчи, Саках, Севастополе, Судаке, Феодосии, Ялте — это основные курорты Крыма. Опрашивались по 100 туристов в каждом городе-курорте (всего в опросе приняли участие 800 человек).

Как сообщало ИА REGNUM, за 8 месяцев 2015 года в Крыму побывали 3,4 млн туристов. 80% приехали из регионов России, 9% — с Украины, 3% — из других стран ближнего и дальнего зарубежья. Четверть опрошенных туристов имеют в Крыму родственные связи, а 7% назвали присоединение Крыма к России в качестве причины его посещения. Среди туристов, участвовавших в опросе РПОМ, 58% отдыхающих назвали пляжи Крыма чистыми, 53% туристов считают улицы крымских городов чистыми, 83% довольны условиями для отдыха своих детей, 95% удовлетворены арендуемым жильём, 74% отмечают рост цен в Крыму.