Вот уже больше года на территории бывшей Украины — Новороссии, льется кровь. Впрочем, льется она, пусть и в несколько меньших объемах, и на Украине еще существующей. Погибают воины, женщины, старики, дети и православные священники, в своей массе принадлежащие к Московскому патриархату. При этом сам Московский патриархат занял довольно странную позицию, повторяя ошибку вековой давности и, по сути, благословляя и палачей, и их жертв.

патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете

Впрочем, что-то подобное во Вселенском православии наблюдалось и гораздо раньше. Когда впервые — сейчас уже и не вспомнить, но можно, например, обратиться к истории греческого восстания, произошедшего в начале девятнадцатого века. Тогда, в 1821 году турки повесили константинопольского патриарха Григория Пятого на воротах патриархии, казнив вместе с ним трех архиепископов, 80 епископов и архимандритов. В 1921 году в освобожденной от турок Греции отпочковавшаяся от Константинопольского патриархата Элладская церковь прославила патриарха как мученика. И предстоятель действительно пострадал за народ, хотя, если посмотреть на его поступки несколько с иного ракурса, то, возможно, и из-за народа… Пойдя на поводу у османов, патриарх предал руководителей греческого восстания анафеме, а также издал указ, согласно которому каждый грек, которому становилось что-то известно о повстанцах, должен был немедленно сообщить о них представителям турецкой власти… Однако Господь распорядился иначе: восстание, несмотря на неслыханную жестокость турок, в итоге победило, а патриарх, несмотря на свою лояльность иноверцам, был ими же и казнен.

Балканы Балканами, но в отечественной истории также наблюдалось нечто подобное. Так, во времена татарского ига, когда ордынцы регулярно жгли русские города и целыми селами уводили людей в рабство, представители церкви молились за здравие ханов. Молились за неправославных властителей… Конечно, всегда можно сказать о том, что и сам Господь никогда не призывал бунтовать против мирских властей, считая, что у тех, кто идет за Ним, есть дела поважней — спасать души свои, а также тех, кто идет рядом. Однако Он никогда не благословлял ни царя Ирода, ни римских наместников.

Впрочем, как мы знаем, могущество Орды на русских землях впервые серьезно пошатнулось после известного благословения Сергия Радонежского. Который, кстати, отбросив конъюнктуру, благословил именно отлученного от церкви московского князя Дмитрия. Отлученного, конечно, не за ереси и богохульства (тогда бы князя ждала анафема), и не за дерзновение идти с войском против татар, а за откровенное и грубое вмешательство во внутрицерковные дела, вылившееся в избиение и изгнание назначенного митрополита — просто московский правитель хотел посадить вместо него собственного «ручного» ставленника. Как мы знаем, грех этот князь Дмитрий, прозванный впоследствии Донским, искупил сполна.

Так, по Божиему промыслу, забыв нанесенные светским правителем обиды, святой земли русской поступил так, как спустя столетия этот негласный принцип русского православия сформулирует святитель Филарет Московский: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша». И по-другому быть не могло, поскольку именно Россия как государство сохраняла и продвигала православную миссию по огромному евразийскому континенту. Но при этом ей постоянно приходилось воевать, защищая свой, как это сейчас принято говорить, «суверенитет» от захватчиков всех мастей.

Но по этому ли принципу живет нынешняя церковь? События в Новороссии и реакция РПЦ на них невольно заставляют дать отрицательный ответ.

По делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают

Для кого-то первый тревожный сигнал, возможно, прозвучал гораздо раньше. Для меня же лично первой ласточкой стало непосещение патриархом Всея Руси торжественной церемонии возвращения Крыма в состав России. Естественно, под благовидным предлогом. В сияющем имперским золотом кремлевском зале сидели лидеры всех традиционных российских конфессий, включая главного раввина — уроженца США, и только предстоятеля Русской православной церкви — основы, на которой создавалась русская цивилизация, не было. Зато не забыл предстоятель поздравить с избранием в президенты Украины шоколадного короля — Петра Порошенко:

«Узнав о выборе большинства проголосовавших 25 мая граждан Украины, хотел бы поздравить Вас и обратить к Вам пастырское слово, поделиться своими мыслями и надеждами… Надеюсь, что навсегда прекратится кровопролитие, что никто не будет притеснен или унижен, что реализуется жизненный, мировоззренческий и культурный выбор каждой группы населения страны, церковная жизнь «будет протекать без какого бы то ни было государственного или политического вмешательства, а решения, необходимые для нормализации, совершенствования и развития этой жизни, будут приниматься свободно и не стесненно, в духе верности каноническому порядку».

Этим непонятно на чем зиждущимся надеждам, как мы все знаем, оправдаться не довелось. Да и как они могли оправдаться, если уже с первых дней пребывания киевской хунты у власти начались преследования православных священников Московского патриархата. Давайте вспомним настоятеля Свято-Никольского храма в городе Новоайдар Луганской области протоиерея Владимира Марецкого, захваченного еще в мае прошлого года, которого лично истязала любимица российских либералов, идеолог нацистского батальона «Айдар» «Надичка» Савченко. Тогда еще ни о какой полноценной войне в Донбассе не было речи. Это уже потом священников и монахов начнут убивать и похищать десятками. И все, повторюсь, Московского патриархата. Правда, и среди служителей церкви найдутся особо ушлые, который на фасадах своих храмов уберут с табличек эти досадные два слова «Московский патриархат». А также идейные, которые станут благословлять «воинов света» на ратные подвиги. Что уж говорить о совсем неприятном инциденте прошлого года, когда прибывшая из России Тихвинская «ополченная» икона Божией Матери была не принята правящим архиереем Донецкой епархии УПЦ МП владыкой Илларионом, кстати, уроженцем Львова. Святыню пришлось выставлять возле здания правительства ДНР, и приложиться к ней все-таки смогли все желающие.

И это при том, что большинство клириков Донецка и Луганска, будучи плоть от плоти своего народа, приняли Русскую Весну, в том числе и понимая, чем грозит православию «евроинтеграция». Священники с первых дней русского восстания против киевской хунты благословляли ополченцев, и совсем не случайно многие подразделения ДНР и ЛНР поднимали древний русский стяг с ликом Спаса. Что очень резко диссонировало с поведением украинских карательных батальонов, расписывавших «болванки» от РПГ надписями «Смерть православным!» и устраивавших ритуальные сожжения икон.

На этом фоне июльское обращение патриарха Кирилла к президентам Порошенко и Путину с просьбой «употребить все усилия для прекращения кровопролития» звучит как минимум странно. По сути, предстоятель ставит российского лидера, помогающего Донбассу выжить, и главаря хунты, развязавшего бойню, на одну планку. И кем, кроме как конченым лгуном, после такого будет выглядеть тот, кто продолжит утверждать, будто бы РПЦ полностью зависит от воли Кремля?

«Достижение мирных договоренностей в Минске приостановило эскалацию конфликта и внушило надежды на полное прекращение огня между воюющими сторонами, — говорилось в патриаршем обращении. — К сожалению, военные действия, хоть и не в прежнем масштабе, продолжаются и по сей день. На Украине льётся кровь, погибают люди».

Заметьте, как дипломатично предстоятель сделал вид, что будто бы кто-то изначально верил в действенность Минских соглашений. Ополченцы, остановленные в Мариуполе, и жители Новороссии, живущие возле линии соприкосновения сторон, в них точно никогда не верили, а патриарх, оказывается, очень даже да. И, да, для него по-прежнему нет никакой Новороссии, а есть только Украина.

Как убежите вы от осуждения в геенну?

Это в храмах ЛНР и ДНР священники деликатно молятся «о стране нашей», не называя ее имени вслух, а вот в России в ходу молитвы за мир на Украине. Стране, одно лишь упоминание имени которой вызывает в жителях Новороссии вполне определенные эмоции.

Но только этим сервильность верхушки одной из православных церквей, именуемой, кстати, «русской», не заканчивается. Накануне патриарх Кирилл отправил Петру Порошенко, в свое время так изящно обрисовавшему Донбассу его перспективы: «У нас дети пойдут в школы и детские сады, а у них они будут сидеть в подвалах», поздравление с Днем независимости Украины. В котором, что явствует из официального сообщения на сайте патриархии, он выразил надежду «на доброе взаимодействие органов государственной власти и Украинской православной церкви в интересах стабильности украинского общества». А также заверил главаря хунты, что Церковь «продолжает призывать людей, имеющих различные взгляды, устремления и чаяния, к согласию, взаимному прощению и совместному труду на благо общей Родины».

О какой такой Родине говорил глава Русской (подчеркиваю) православной церкви, в сообщении не уточнялось. Но хочу напомнить, что еще каких-то семь лет назад со сцены массового действа в Киеве, приуроченного к 1020-летию Крещения Руси, именно он возглашал народу слова святого преподобного Лаврентия Черниговского о том, что «Россия, Украина, Беларусь — это есть Святая Русь!».

И на что надеется патриарх, в очередной раз обращаясь к человеку, который совсем недавно заявил о том, что Украине нужна собственная поместная церковь, объединить в которую тот собирается полностью лояльных режиму греко-католиков вместе с раскольниками всех мастей: украинскими автокефальниками и «филаретовцами», не совсем понятно. Те, кстати, даже выразили готовность слиться в общем экуменистическом экстазе, вот только вопрос, кто кому будет подчиняться, пока еще не решили. Петро же — «прихожанин Московского патриархата», пообещав замолвить за будущую самостийну церкву словечко во Вселенском Константинопольском патриархате, торжественно открыл памятник духовному наставнику ОУН УПА и дивизии СС «Галичина», в свое время поздравившему Гитлера со взятием Киева, греко-католическому архиепископу Андрею Шептицкому.

Пока руководство РПЦ изо всех сил демонстрирует лояльность хунте, хунта в ответ довольно ясно дает понять, кого она считает другом, а кого врагом. Довольно символически выглядел инцидент, произошедший 24 июля в оккупированном ВСУ Лисичанске (ЛНР). Там в присутствии новоназначенного «губернатора Луганской области», в свое время прославившегося созданием сайта «Миротворец», во многом благодаря которому был убит Олесь Бузина, должна была состояться панихида по погибшим «героям АТО» Служить были должны, поскольку там их каноническая территория, естественно, местные священники Московского патриархата. Вот только присутствовавшие на мероприятии живые «герои», а также местные проукраинские активисты «москальских попов» изгнали с позором, вверив церемонию в руки капеллана карательного батальона «Донбасс», принадлежавшего к раскольничьему Киевскому патриархату. На что местная Северодонецкая епархия сразу же поспешила оправдаться — мол, не поддерживала они никогда ни «террористов», ни «незаконные вооруженные формирования»… Тем не менее сию патриотическую позицию тогда как-то не оценили.

А дальше по Украине пошла вся та же свистопляска: зверское убийство в Киеве монахини Алевтины и отца Романа (Николаева). Как на это среагировал Московский патриархат? Благоговейным молчанием «в интересах стабильности украинского общества, на благо общей Родины». Видимо, ради этого же блага был отправлен за штат духовный символ Новороссии, священник той же Северодонецкой епархии, из-за своих взглядов оказавшийся в России, крестивший немало ополченцев, в том числе и иностранцев, благословлявший их на бой с укронацистским злом — Олег Трофимов.

Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим

Теперь снова вернемся к истории. На сей раз уже отечественной.

Сколько красивых слов было сказано из уст верхушки Русской православной церкви (и не только, конечно, верхушки, но речь в этом тексте идет именно о ней) о предательстве русского царя и необходимости покаяния за этот грех. Вот только о довольно неприглядной роли в этом предательстве самой церкви иерархи напоминать не спешат. А не мешало бы…

Так, уже через четыре дня после якобы отречения государя Святейший синод издал определения, согласно которым «во всех случаях за богослужениями вместо поминовения царствовавшего дома возносить моление о Богохранимой Державе Российской и Благоверном Временном Правительстве ея». После чего следовало прямо-таки эпохальное обращение «К верным чадам Православной российской церкви»:

«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни… Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути… Ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы».

За такое рвение Временное правительство отблагодарило церковь отменой преподавания Закона Божьего в школах и передачей церковноприходских школ в ведение Министерства народного просвещения.

Казалось, уже этого урока могло быть достаточно, но… После большевистского переворота последовал декрет об отделении государства и школы от церкви, согласно которому провозглашалась полная свобода вероисповедания. И все бы ничего, но вслед за этим церковь теряла юридическое лицо, право на какое-либо имущество, после чего, само собой, начались реквизиции — поначалу просто золотого убранства храмов, а вслед за ним и предметов, при помощи которых вершились таинства. Подобные действия, безусловно, не могли не встретить сопротивления, на что новая власть ответила жестоко: массовыми убийствами священников, монахов и мирян — расстрелами, распятием на царских вратах, закапыванием живьем в землю… Казалось бы, в таких условиях самое время было бы церкви поддержать формирующуюся противоположную сторону конфликта — Добровольческую армию, которую впоследствии именно большевики назовут «Белым движением». Да, там тоже хватало людей с разными взглядами, но, в отличие от откровенно безбожного режима, не гнушавшегося во имя воплощения социального эксперимента избавиться от миллиона-другого граждан бывшей Российской империи, те хотя бы выступали под русскими национальными знаменами и православными хоругвями. Но лидеры «белых» так и не дождались благословения патриарха Тихона, который ограничился лишь призывами ко всем сторонам остановить кровопролитие. И лишившись какой-либо духовной и идеологической опоры, в отличие от своих идейных противников, довольно быстро потерпело поражение.

В начале двадцатых, наблюдая за многочисленными казнями и арестами архиереев, клириков и простых православных людей, разгулом «обновленцев», вскрытием мощей, пройдя черед допросы и аресты, патриарх Тихон вместе с участниками Временного синода пишет следующее воззвание:

«Возврат к прежнему строю невозможен, Церковь не служанка тех ничтожных групп русских людей, где бы они ни жили — дома или за границей, которые вспомнили о ней только тогда, когда были обижены русской революцией, и которые хотели бы ею воспользоваться для своих личных целей. Церковь признает и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога». Уже после его смерти «Известия» публикуют текст обращения патриарха, написанный в день его кончины:

«…Не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работе СССР на общее благо, сообразуя распорядок церковной жизни и деятельности с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против нее».

Как и сегодня, логика верхушки церкви поначалу вписывалась в алгоритм: «не обострять, не вставать ни на чью сторону, молится за всех, ибо страдает один народ». Но в итоге выбор все-таки был сделан — в пользу тех, кто победил.

Не менее интересные аналогии с днем сегодняшним вызывает и Великая Отечественная война. В те непростые годы некогда единая, на тот период расколотая надвое церковь также показала себя не с лучшей стороны. По сети давно ходит копипаст газеты «За Родину» от 3 декабря 1943 года, в которой под заголовком «Господи, ниспошли Адольфу Гитлеру силу для окончательной борьбы», рассказывается о том, как Германия подарила Русскому экзархату более тысячи духовных книг. А, например, за год до этого, после того как при поддержке немецкой оккупационной администрации на Псковщине было открыто почти три сотни храмов, а на восстановление Гатчинского собора было выделено100 тысяч рублей, сам экзарх — митрополит Сергий издает указ: «Исполняется год той освободительной борьбе, которую ведет победоносная великогерманская армия с большевизмом во имя спасения человечества от сатанинской власти поработителей и насильников. В связи с этим предписываю всему духовенству 21 июня после Божественной литургии и произнесения соответствующего слова совершить молебен о даровании Господом сил и крепости германской армии и ее вождю для окончательной победы над большевизмом».

Желавшие поквитаться с большевизмом многие представители РПЦЗ также были замечены в симпатиях к Рейху. Например, очень популярный ныне в православных кругах тогда еще архимандрит Иоанн Шаховской опубликовал на страницах берлинского «Нового слова» буквально следующее: «Кровавая операция свержения Третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, не зазорно… Новая страница русской истории открылась 22 июня, в день празднования русской церковью памяти «Всех святых, в земле русской просиявших». … В этот чисто русский праздник, соединённый с днём воскресения, началось исчезновение демонских криков «Интернационала» с земли русской…» Надо отдать должное, к 1944 году священник переосмыслил свою позицию и раскаялся в ней. Однако что сказано, то сказано…

Естественно, из Москвы события получили диаметрально противоположную оценку. Тогда еще местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский), едва узнав о нападении Германии, в тот день собственноручно отпечатал обращение к пастве:

«Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу».

А ведь мог же тогда дипломатично отмолчаться предстоятель. Ибо было непонятно, чья возьмет, и по обе стороны православные священники щедро раздавали благословения, причем по ту, по известным причинам, возможно, даже щедрее. И, кстати, по обе стороны же воевали представители одного народа, ибо по самым приблизительным подсчетам в коллаборационистских подразделениях вермахта воевало только 400 тысяч этнических русских — граждан СССР, русских же белоэмигрантов, а также православных украинцев, белорусов, молдаван, которых мы тут в расчет даже не берем. Однако представить, чтобы тогда будущий патриарх обратился бы одновременно к Гитлеру и Сталину, или поздравил бы фюрера с государственными праздниками, конечно, невозможно.

Но если патриотический порыв Сергия Страгородского вполне понятен, то и с христианской, и с человеческой точки зрения объяснить его поведение после встречи со Сталиным в 1943 году, на которой коммунистическая власть дала добро на возрождение патриаршества, довольно трудно. Сразу после нее он и еще двое митрополитов написали «дорогому Иосифу Виссарионовичу» благодарственное письмо за «исторический день свидания»:

«Русская церковь никогда не забудет того, что признанный всем миром Вождь — не только Сталинской Конституцией, но и личным участием в судьбах церкви — поднял дух всех церковных людей к еще более усиленной работе на благо дорогого Отечества».

Удивляет риторика, использование слова «вождь», будто бы то писали не православные митрополиты, а какие-то жрецы, побывавшие в вигваме властителя туземного племени. И, конечно же, раболепное отношение к фигуре красного диктатора. Можно понять то, что будущий предстоятель решил воспользоваться историческим шансом возродить уничтоженную и раздавленную церковь на волне геополитических амбиций Сталина. Но так откровенно восхвалять его? Забыв про расстрелянного в 1937-м предшественника — митрополита Петра Крутицкого, а также замечательного богослова и ученого Павла Флоренского, духовного чада святого и праведного Иоанна Кронштадского, благодаря деятельности которого был прославлен преподобный Серафим Саровский — митрополита Серафима Чичагова, и многих, и многих…

Невольно возникает сомнение, а не был ли обусловлен тот самый, безусловно, похвальный патриотический порыв всего лишь близостью «черных воронков» и ГУЛАГа?

А виноградник отдаст другим виноградарям

Нынешняя война в Новороссии невольно отсылает нас к истории, словно заставляя исправлять ошибки прошлого. Но, к сожалению, особого рвения исправлять их как-то особо не наблюдается. Русская православная церковь в лице её иерархов ведет себя как мастер придворных интриг — чего стоит неявка на сей раз уже митрополита Луганского под, безусловно, очередным благовидным предлогом на инаугурацию главы ЛНР Игоря Плотницкого? Вместо него от епархии на церемонию был отправлен его предшественник, разбитый альцгеймером Иоаникий, с которого, если что, и спрашивать-то что-либо грех…

Как и в гражданскую войну, в Донбассе сейчас брат идет на брата, вот только один из «братьев» несет с собой пещерную ксенофобию и культ нацистских палачей, прелести «евроинтеграции», включая в недалеком будущем и те самые гей-парады, а также раскольничьи секты в противовес русскому православию. И, как в Великую Отечественную, за непутевым «братом» стоит мощный иноземный захватчик, который уже разгружает свою боевую технику на западных границах, и инструкторы которого вовсю тренируют боевиков у границ восточных.

Но церковь предпочитает прикидываться немой, слепой и глухой. Потому что, видимо, так удобнее.

Очень часто, точнее постоянно, в своих проповедях, книгах и статьях православные священники апеллируют к опыту апостолов Христовых и святых церкви. Однако те, как и Господь, приняли мученическую кончину, их распинали, жгли, строгали металлическими граблями, травили дикими животными. И никто из них не додумался хотя бы для вида перед взором властителей тех лет поклониться идолу, чтобы «сохранить церковь», например.

А еще от некоторых священников я слышал, что лучшее время для церкви — это время гонений. Что ж, в Донбассе священников сегодня убивают мины и пули, их похищают и пытают, равно как и ополченцев, и мирных людей. К ним — этим непрославленным мученикам нашего времени, вопросов нет. Они говорят правду. А вот как после этого относиться к вам — представителям священноначалия? После ваших поздравлений и «молитв о мире» с вооруженным до зубов и не скрывающим своих амбиций врагом? Вы думаете, вам по-прежнему будут верить? И придя к вам — найдут Христа?