Негосударственные вузы прекрасно осознают шаткое положение своих филиалов, закрывая их и без дополнительных распоряжений сверху. Мы понимаем, что требования к филиалам ужесточились, и следующую аккредитацию пройти они не смогут. Многие филиалы, особенно если они небольшие и не имеют собственных площадей, убыточны. Впрочем, аналогичная картина и в местных вузах. Я недавно был в одном из наших устойчивых филиалов, и меня уговорили зайти в местный вуз. А там 120 человек на дневном отделении и 200 на заочном. Как такой вуз может работать? А если закрыть наш филиал, то этот мини-вуз вообще останется в городе один! С кем он будет конкурировать, кто его будет подталкивать к повышению качества образования?

Согласно критериям общественной оценки вузов и филиалов, если вуз или филиал не имеет собственной материальной базы, у него нет поддержки министерства образования, то фактически регион в нем не заинтересован. Наверное, такой филиал не очень нужно и сокращать, а если регион крайне нуждается в специалистах, которых готовит этот филиал (как технического, так и гуманитарного профиля), и филиал показывает хорошие результаты, то его необходимо сохранять. В некоторых регионах нас просят не закрывать филиал, считая, что он нужен местной экономике, жителям области или района. Такие филиалы мы оставляем и совместными усилиями решаем возникшие у филиала проблемы.

Бывает, что филиал формально соответствует критериям, но на деле, качество таких услуг этого «сильного» филиала оставляет желать лучшего. Так, в последнее время, в связи с демографической ситуацией, в ряде негосударственных вузов сложилась весьма неблагоприятная обстановка, когда студентов они учат только в филиалах, а их головные вузы практически пустуют. Таких около 7−10% от общего количества негосударственных вузов, имеющих филиалы. Но может ли такой вуз вести качественную учебно-методическую деятельность, если филиал потому и называется филиалом, что он пользуется разработками головного вуза. А вуза как такого уже нет. Полагаю, в первую очередь следует заинтересоваться такими вузами, которые уж очень сильно напоминают фабрики по выдаче дипломов.

А есть «слабые» филиалы, которые категорически нельзя закрывать. Это филиалы, которые, не имея никакой государственной поддержки, по критериям наукометрии обходят национально-исследовательские университеты. К сожалению, если такие филиалы не соответствуют перечню обязательных аккредитационных требований, их приходится закрывать. Но не научными ли школами всегда была знаменита наша страна?

Необходимо, чтобы напоявлялись сильные вузы и филиалы, не уступающие высшим учебным заведениями Москвы и Санкт-Петербурга. В противном случае отток толковой молодежи из регионов будет неизбежен. А тот, кто уехал, редко возвращается, чтобы трудиться на благо родного края. А если родной край — это небольшой промышленный городок, который нуждается в толковых специалистах?

Раньше подобных проблем не возникало благодаря механизму распределения. Сейчас подобного механизма нет, поэтому укрепление региональных образовательных заведений — задача стратегического значения для России. В числе перспективных вариантов ее решения — выделение региональных опорных вузов, а также слияние негосударственных вузов и филиалов. К сожалению, сейчас в России нет эффективного механизма объединения вуза и филиала другого вуза, хотя много лет ставится вопрос о том, как расшить это узкое место.

Есть регионы, например, Пермь, Красноярск, Ростов-на-Дону, Воронеж, Казань, Смоленск, Краснодар и другие, где наряду с государственными вузами мы предлагаем ввести негосударственные опорные вузы, начав процессы по объединению вузов и филиалов, находящихся на одной территории. В результате каждый такой региональный опорный вуз должен стать конкурентоспособным и оказывать реальное влияние на развитие экономики, то есть фактически стать кластером постиндустриальной экономики. Проект по организации опорных частных региональных вузов позволит в кратчайшие сроки значительно сократить слабые негосударственные вузы и их филиалы на рынке образовательных услуг и поддержать состоявшиеся учебные заведения.