Основанием для проверок населения со стороны органов опеки и социальных служб, согласно букве нового закона, может стать «профилактика обстоятельств неблагополучия» путем «обследования условий жизнедеятельности», то есть, жилища граждан. А эта норма идет в разрез с Конституцией РФ, посягает на неприкосновенность частной жизни, заявили на «круглом столе», прошедшем в Донской Государственной публичной библиотеке в минувшую среду, представители родительских и церковных организаций Ростова-на-Дону.

«Например, из этого закона следует, что поводом для визита проверяющих в дом может стать „внутрисемейный конфликт“. Наличие такого конфликта может повлечь „социальное сопровождение“, которое окажут „при необходимости“. А кто эту необходимость устанавливает, в тексте закона не прописано», — рассказал корреспонденту ИА REGNUM представитель организатора мероприятия, общественной организации защиты семьи «РВС» Игорь Бигаев.

Поясним, Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» вступил в силу в январе текущего года. В декабре 2013 года, когда проект ФЗ еще рассматривался Госдумой РФ в первом и втором чтениях, по стране прокатилась волна протеста — представители «РВС» вышли на акцию пикетов «От Владивостока до Калининграда», желая поведать населению о «подводных камнях» законопроекта, «который затронет всех». Однако депутаты Госдумы приняли закон молниеносно, в том же декабре.

Одна из самых опасных норм закона, по мнению участников «круглого стола», в том, что разработчики ФЗ «забыли» прописать в нем право отказа граждан от «социального сопровождения» — значит, такую «услугу» в виде контролирующего свода правил можно будет попросту навязать гражданам. Представители «РВС», в свою очередь, настаивают, что предоставление соцуслуг и «соцсопровождения» семей должно носить исключительно заявительный характер, то есть, только по письменному заявлению граждан.

Представители «РВС» указывают, что такой «заход» в жилище может проходить под видом заботы «о правах ребенка» и «надлежащем воспитании», на деле же работа с российскими семьями станет строиться по аналогу с деятельностью скандинавских организаций, таких, как «Барневарн», изымающей детей у кровных родителей зачастую по надуманным поводам, без суда и следствия.

К тому же, отметили участники «круглого стола», ФЗ 442 предусматривает куда более широкое участие в соцобслуживании граждан как НКО, так и коммерческих организаций, но не регламентирует контроль профессионализма и качества предоставляемых услуг. Таким образом, на смену профессионалам, получившим соответствующее образование и всю жизнь совершенствующим своё мастерство, приходят любители.

Кроме того, «финансирование расходов по исполнению положений закона возложено на региональные бюджеты, что неизбежно ухудшит положение граждан. Для справки, в принятом бюджете Ростовской области предусмотрен дефицит 9,7 миллиарда рублей, составляющий 9,94% от доходной части», — отмечается в резолюции мероприятия.

Отметим, на «круглом столе» простым обсуждением нюансов ФЗ не ограничились, а рассмотрели и приняли ряд поправок к нему, подготовленных в виде законопроекта членом Общественной палаты РФ юристом-экспертом Людмилой Виноградовой. Свои рекомендации организаторы и участники мероприятия изложили в резолюции, документ планируется отправить на рассмотрение в Общественную палату РФ и Госдуму РФ. Общественники считают, что помешать реализации спорных моментов закона в большой степени могут и регионы, которым предстоит на базе ФЗ 442 принимать региональные нормативные правовые акты.

Добавим, ростовские организаторы круглого стола «приняли эстафету» по проведению общественной экспертизы ФЗ 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» у своих ставропольских коллег. Похожие мероприятия с участием специалистов медико-психосоциальных ведомств, представителей общественных советов, родительских организаций и представителей РПЦ прошли во многих регионах России, в том числе и на юге страны — в Краснодаре, Новочеркасске, Ставрополе, Пятигорске, Новороссийске, Волгограде и Симферополе. Все резолюции с рекомендациями о повторном тщательном анализе ФЗ 442 и поправкам к нему от представителей регионов были отправлены на рассмотрение Госдумы и ОП РФ.