В Казани состоялось заседание Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов России Приволжского федерального округа, где участники ознакомились с опытом Татарстана в сфере гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Как сообщили ИА REGNUM в Госсобрании Башкирии, спикер республиканского парламента Константин Толкачев принял участие в заседании. Обсуждалась работа органов государственной власти по сохранению и развитию языков и культур народов, проживающих в регионах округа. Были подняты вопросы, противодействия радикальным и экстремистским проявлениям, создания системы мониторинга этноконфессиональной ситуации и раннего предупреждения конфликтов на религиозной и национальной почве, поддержки институтов гражданского общества, действующих в этнокультурной сфере.

Опрошенные ИА REGNUM эксперты по-разному оценивают перспективу использования в Башкирии наработок из Татарии.

«В прошлом году Татарстан вошел в число восьми регионов, в которых осуществляется пилотный проект по созданию региональных центров мониторинга, — пояснил политолог, эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN) Ильдар Габдрафиков. — Из 17 регионов, претендовавших на реализацию пилотных проектов по созданию региональной системы мониторинга, свое участие официально подтвердили Дагестан, Крым, Татарстан, Пермский край, Волгоградская, Воронежская, Иркутская области и Ханты-Мансийский автономный округ». В настоящий момент разработаны проект Концепции федеральной системы мониторинга, «дорожная карта» ее создания и внедрения. В целом, запустить систему в масштабах РФ планируется в течение трех лет.

«Я сам, как эксперт в области этнологического мониторинга, в сентябре и ноябре 2014 года имел возможность ознакомиться с опытом работы вновь созданного регионального центра мониторинга в Казани, - отметил собеседник агентства. — Подтверждаю, что Татарстан действительно накопил правовой и управленческий опыт по созданию системы мониторинга этноконфессиональной ситуации и раннего предупреждения конфликтов. Безусловно, этот положительный опыт необходимо изучать, перенимать и тиражировать в другие регионы».

«В Татарстане действует (именно действует) прекрасный Дом дружбы народов, с хорошим бюджетом, что позволяет проводить различные мероприятия, направленные на поддержку и укреплениепозитивного межнационального климата, — приводит пример политолог. — Безусловно, в существовании благоприятного климата межэтнических отношений в республике большая роль принадлежит как местным властям, так и общественным институтам, а также эффективное взаимодействие между ними».

В Татарстане успешно функционируют общественные организации, деятельность которых направлена на интеграцию иноэтнических групп в местное сообщество. «В качестве одного из таких положительных примеров эффективного взаимодействия региональной власти и институтов гражданского общества можно назвать опыт автономной некоммерческой организации «Центр по трудоустройству и адаптации мигрантов Республики Татарстан», который действует с 2003 года, — считает ученый.

По мнению эксперта, в республиках и областях Поволжья накоплен большой положительный опыт реализации национальной политики. «Однако даже в регионах ПФО, где имеется хороший опыт межгрупповых взаимоотношений, необходимо с большим вниманием отнестись к проблемам в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, - подчеркнул Габдрафиков. — Ни один из регионов полностью не застрахован от негативных проявлений».

Общественный деятель Азамат Галин подвергает сомнению эффективность подобного изучения опыта. «Я приветствую любое взаимодействие, и опытом, конечно, необходимо обмениваться, однако это должны делать специалисты в данной сфере, — заявил Галин. - Неужели сам Константин Толкачев будет обучать специалистов, которых в Башкирии пока даже нет?»

Между тем в самой Татарии значимость накопленных наработок так же подвергается сомнению. «За счет больших финансовых затрат на пропаганду Татарстану удалось создать вокруг себя позитивный имидж островка этнорелигиозной стабильности и преподнести регион как центр толерантного рая в океане общероссийской ксенофобии, — считает эксперт Института национальной стратегии, политолог Раис Сулейманов. —  «Потемкинские деревни» в виде Дома дружбы народов, бомбардировка гостеприимством и вниманием любого заезжего гостя из федерального центра или другого региона, имитация счастливой жизни без каких-либо проблем в этнорелигиозной ситуации ставят заезжего ревизора в ситуацию, когда он, не имея доступа к объективной информации (а сегодня не только ряд местных, но и столичных ученых-этнологов за хорошие гранты подгоняют «научные» доказательства успешности опыта Татарстана в создании межнационального счастья), волей-неволей начинает в это верить».

Как полагает Сулейманов, от встреч с независимыми от Казанского Кремля экспертами и обеспокоенной общественностью реальным, а не приукрашено преподносимым положением в этнорелигиозной сфере, федеральных чиновников всячески ограждают, попутно стремясь навесить на имеющих отличное от местной этнократии мнение ярлыки «провокаторов».

«Естественно, реальность далека от той бутафорской картины, которую пытаются преподнести в Татарстане и на которую многие «покупаются», — поясняетИА REGNUM эксперт. — Засилье ваххабитов, запрет на этническое самоопределение для православных кряшен, многолетний никак вообще не разрешаемый этнолингвистический конфликт по поводу русского языка в школах, убогое положение православия на фоне расцвета ислама, что видно любому по количеству храмов, превращение русских в национальное меньшинство — это только незначительная часть наиболее серьезных и реальных проблем в этноконфессиональной плоскости». «Всё ведь познается в сравнении: таких проблем в таком масштабе нет в Чувашии, в Ульяновской или Самарской областях, — подчеркнул Сулейманов. — Однако в пример для подражания отчего-то ставят всем Татарстан».