«Ночные волки»: Идеология и история
Москва, 30 апреля, 2015, 14:35 — ИА Регнум. Мотоклуб «Ночные волки» организовал мотопробег «На Берлин!» с 25 апреля по 9 мая из Москвы через Белоруссию, Польшу, Словакию, Австрию и Чехию. Завершиться он должен был в столице Германии — Берлине. Во время мотопробега байкеры планировали воздать дань памяти советским воинам, погибшим при освобождении европейских государств от фашизма.
С самого начала акцию преследовали неудачи: сначала польские власти приняли решение запретить проезд через территорию республики мотоциклистам, потом Германия аннулировала часть виз из-за некорректно предоставленных данных о цели поездки. В понедельник, 27 апреля, польские пограничники действительно не пустили «Ночных волков» в страну и они вынуждены были искать другие пути. И нашли: 30 апреля члены российского мотоклуба «Ночные волки» все-таки въехали на территорию Евросоюза и двигаются к Братиславе. Где именно им удалось пересечь границу после того, как во въезде отказала Литва, и сколько человек проехали — не уточняется.
Вернемся к причинам аннуляции части виз Германией. В опубликованном в субботу, 25 апреля, совместном заявлении МИД и МВД ФРГ указывается на «потенциальную опасность нарушения общественного порядка и безопасности в Германии» в связи с приездом мотоциклистов. Отметим, что репутация байкеров во всем мире дает основания для подобной точки зрения. Правда, учтем, что в данной ситуации это больше выступает как предлог «не пущать».
Мотоклуб «Ночные волки» — самое старое объединение мотоциклистов в России, он был создан еще в СССР в 1989 году. Изначально он стал калькой с американских байкерских клубов, в котором соблюдались все традиции мотодвижения. Но, по прошествии лет, «Ночные волки» стали уникальным явлением в мотокультуре, отношение к которому в байкерском сообществе делится примерно поровну — от одобрения до резкого неприятия.
Байкерские мотоклубы как субкультура возникли в 50-е годы в США, речь идет именно о MC (motorcycle club) и MG (motorcycle gang). Легендарный клуб Hells Angels («Ангелы Ада») возник в 1948 году в Сан-Франциско, (штат Калифорния). Несмотря на то, что не менее легендарные Outlaws организовались на 13 лет раньше — в 1935 году, именно Hells Angels стали олицетворением протестной байк-культуры. Согласно официальной версии, её основателями и первыми членами стали летчики эскадрильи Hell's Angels, которые не смогли социализироваться, а проще говоря — получать необходимую им дозу адреналина после Второй Мировой войны.
Самой известной фигурой движения до сих пор признается Ральф Хьюберт Бергер, более известный под псевдонимом Сони Бергер, благодаря усилиям которого «Ангелы ада» стали самым крупным 1% байкерским клубом в мире. Напомним, термин «1%» появился после печально известного «холлистерского инцидента», когда в июле 1947 года в городе Холлистер (штат Калифорния) на моторалли с участием нескольких тысяч человек произошли беспорядки и погромы.
Тогда Американская ассоциация мотоциклистов (АМА) открестилась от репутации «беспредельщиков» заявив, что из всех мотоциклистов только один процент может быть причислен к «outlaw» (вне закона), а остальные девяносто девять процентов — законопослушные граждане. Идея понравилась байкерам и с тех пор члены мотоклубов, исповедующих идеологию «вне закона», называют себя «однопроцентниками».
Идеология таких мотоклубов в первую очередь включает в себя мотоцикл как образ жизни и символ свободы. Свобода и протест против правил и законов характеризует MC, несмотря на строгую иерархию внутри них. Имеются испытательные сроки, строгое ограничение символики и правила ее ношения, в 1% мотоклуб в США не может быть принята женщина, латинос, негр или мужчина нетрадиционной ориентации.
Когда мотоцикл становится образом жизни, встает вопрос финансовый — за счет чего жить клубам и его членам? Если во главу угла поставлена идеология «вне закона», то ответ понятен: наряду с официальной деятельностью вроде охраны массовых мероприятий, тату-салонов, мото-салонов и мото-мастерских, клубы активно уходили в криминал, занимаясь наркотрафиком, торговлей оружия, контролем за проституцией и прочим. Конечно, на своей территории — нередки войны между клубами за передел сфер влияния.
Также для байк-клубов характерно наличие символики. Помимо собственных эмблем мотоклубов, активно используются флаг Конфедерации, символизирующий нонконформизм байкеров, черепа, нашивки «1%». Часто встречается Железный крест и свастика, которые хоть и не являются байкерской символикой, а используются скорее для эпатажа.
Вся эта система в конце 80-х годов была перенесена на российскую уже почти пост-советскую действительность. Отметим, что с самого начала своей деятельности, переняв внешнюю атрибутику, мотоклуб «Ночные волки» не называл себя «1%», хотя, по канонам, MG (мото-банда), не может не быть «1%». Вместе с милицией «Волки» охранял рок-концерты от «люберов», открыли тату-салоны и первый в России рок-клуб под названием «Sexton». Кроме того, они организовывали байк-фестивали и слеты.
В 90-е годы кроме «Ночных волков» в России не было других MC или MG клубов, чепты (филиалы) американских клубов начали появляться в начале 2000-х. Отметим, что не без участия бывших «волков», ушедших из мотоклуба по различным причинам. К этому времени разрослись и «Ночные волки» — в период с 1998 по 2009 годы отделения клуба были созданы в 33-х городах России, а также в Белоруссии, на Украине, в Латвии, Македонии, Сербии, Болгарии и Германии.
Клуб начал отстраняться от идеологических устоев западной байк-культуры и сделал то, что немыслимо для мотоклубов — стал сотрудничать с государством и более того, защищать его устои. В отсутствие государственной идеологии получилась смесь из клубной атрибутики и правил (нашивки, правила и устав клуба никто не отменял), православия и провластной позиции. Среди байкеров всего мира много верующих и этот вопрос никого не смущает, но крестный ход на мотоциклах по Садовому кольцу организовали только «Ночные волки». А участие президента России Владимира Путина в мотофестивале в Севастополе, организованном «волками», совсем не свойственно мотоклубам, традиционно стоящим в стороне от любой власти.
Романтизированный кинематографом образ «свободных, как ветер» байкеров не учитывает некоторую маргинальность, как отличительную черту этих «дикарей». Конечно, с течением времени количество мотоклубов и мотоциклистов, живущих не по образу «мотобанд» сильно увеличилось, а термин «1%» стал более чем условен. Что касается «Ночных волков», они не побоялись быть отвергнутыми байк-сообществом за предательство идеалов, начав выстраивать свою деятельность определенным образом. На российской почве любая идея претерпевает изменения, особенно, если она пришла с Запада, поэтому наблюдать за сплавом идей свободы, государственности, патриотизма и православия по меньшей мере интересно.