Проблема рейдерских захватов остается остро актуальной для России, констатировал заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков в рамках пресс-конференции 12 марта, передает корреспондент ИА REGNUM. Ежегодно в стране происходит несколько десятков тысяч недружественных поглощений. При этом, если на Западе рейдерство носит правовой характер и рейдеры действительно зачастую выступают в качестве "санитаров леса", то российское рейдерство находится вне рамок правового поля. "Это в чистом виде разбой, и, по сути, рейдерство напрямую угрожает экономической безопасности страны", - подчеркнул Гудков. В последние годы принимались самые разные меры, направленные на борьбу с этим явлением, и некоторый результат достигнут: относительно отрегулированы отношения между акционерами и собственниками, упорядочены многочисленные судебные иски по каждому конкретному предприятию, и, наконец, внесен ряд поправок в Уголовный кодекс, которые призваны сделать наказание за рейдерское поглощение предприятий реальным. "Мы ждем, что эти поправки с учетом резкой реакции избранного президента Дмитрия Медведева будут приняты. Но за это еще нужно бороться, - отметил зампред думского комитета. - И пока, к сожалению, мы не в силах устранить главную причину рейдерства - коррупцию". В этом, по мнению Гудкова, и состоит специфика рейдерства в настоящее время: если в 1990-е годы основными фигурантами дел, связанных с рейдерством, были бандиты, "крышевавшие" предприятия, а потом пошедшие на его захват, то сегодня инициаторами рейдерских атак в основном становятся именно чиновники.

Корреспондент ИА REGNUM поинтересовался, существует ли какая-то региональная специфика данного явления. В частности, на слуху ряд громких дел по рейдерским захватам московских предприятий: НИИ шинной промышленности, НИИ эластомеров, "Гипромеза" и так далее. "Рейдерство исповедует один принцип: хватай то, что выгодно, - прокомментировал Гудков. - Поэтому рейдерством прежде всего поражены те регионы, где выше деловая активность, где можно поймать более крупную рыбу. Москва и другие крупные города являются более приоритетными в этом вопросе. Хотя мы, например, столкнулись с фактами захвата земель и около городов. На Дальнем Востоке это биоресурсы и так далее. В каждом регионе есть своя специфика, но все же главное - это нажива. Везде, где концентрируется капитал, возникает рейдерство".

Что касается Москвы, то ситуация здесь стабильно тяжелая, считает Гудков. "При всем желании правительства Москвы бороться с рейдерами - для этого даже создано специальное управление, и по этому пути пошли другие регионы - все равно остается огромный слой коррупции в госаппарате, который позволяет рейдерству существовать. Количество атак значительно больше, чем возможности их предотвращать. Мы выхватываем отдельные случаи, но в это же время десятки других предприятий поглощаются без лишнего шума. Это говорит о том, что есть системный сбой в том, как работает экономика", - констатировал зампред Госдумы.

С учетом этих обстоятельств, возможно ли бороться с рейдерством? По мнению зампреда думского комитета, для этого в мире и существуют демократические механизмы: прежде всего, многопартийная система, парламентский, медийный и гражданский контроль, независимый суд - все то, что в России развито еще далеко не лучшим образом. Развитие этих институтов - единственные возможные шаги, которые могут помочь справиться с коррупцией, уверен Геннадий Гудков. "Вертикаль власти себя исчерпала", - констатировал он.