ИА REGNUM публикует полный текст выступления министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова на 15-м заседании Совета министров иностранных дел стран - членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 29 ноября в Мадриде, Испания.

Уважаемый господин Председатель,

Присоединяемся к словам благодарности в адрес испанского Действующего председательства (ДП) и лично Министра М.Моратиноса за гостеприимство и хорошую организацию нашей встречи.

С удовлетворением отмечаем взвешенный и основательный стиль работы испанского председательства. В непростых условиях глубоких расхождений в представлениях о роли, предназначении и будущем ОБСЕ ДП активно искало точки соприкосновения между государствами-участниками по широкому кругу вопросов деятельности Организации.

И, конечно же, не вина Председательства в том, что пока не удается преодолеть негативные тенденции в эволюции ОБСЕ. Наша встреча проходит в переломный для Европы период. Наступает "момент истины" по целому ряду фундаментальных проблем европейской безопасности. К сожалению, ОБСЕ и в качестве реального инструмента обеспечения безопасности, и как форум для диалога и поиска взаимоприемлемых решений продолжает оставаться на обочине главного хода событий.

Наиболее обнаженно это проявляется в проблеме Косово, где неверные, скороспелые и кажущиеся кому-то неизбежными шаги в обход Совета Безопасности ООН чреваты не только долгосрочной дестабилизацией Балкан и других районов на пространстве ОБСЕ, но и потрясением самих основ Организации, прежде всего её главной опоры - хельсинкского Заключительного акта.

В целом, сегодняшняя невостребованность Организации - прямой результат постановки односторонних, групповых интересов над общеевропейскими.

Соль всех проблем ОБСЕ, разумеется, в отношении к ней самих государств-участников, в их реальной, а не декларируемой готовности использовать ресурс Организации для решения общеевропейских проблем безопасности. Хотелось бы, чтобы все наши партнеры осознали свою ответственность за сохранение единства евроатлантического пространства, которое нам удалось обрести после окончания "холодной войны". Этой задаче отвечало бы скорейшее превращение ОБСЕ в полноценную региональную организацию. Жизнь не стоит на месте, и ее логика уже подталкивает развитие событий в направлении фрагментации общеевропейского пространства, что не отвечает интересам Европы, европейцев, да и всего мира. Необходимо переломить эту тенденцию. Иначе рухнет вся европейская архитектура.

Важно определиться, какой все мы хотим видеть ОБСЕ - дееспособной организацией с внятной структурой или пластилином, из которого можно лепить всё, что определяется т.н. "политической целесообразностью", а проще говоря - конъюнктурным спросом.

Остановлюсь на некоторых моментах, которые вызывают у нас особую озабоченность.

Во-первых, это попытки нарушить принцип равноправия стран-участниц ОБСЕ. Наиболее ярко это проявилось в подходах известной группы стран к заявке Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 г., поддержанной всеми членами СНГ - а это пятая часть членов ОБСЕ. В отличие от всех тех, кто беспроблемно до сих пор утверждался на роль "рулевых" в ОБСЕ, наших казахских друзей пытались принудить как-то дополнительно доказывать свою "пригодность". Подобный двойной стандарт категорически неприемлем. Надеемся, что здравый смысл все-таки возобладает и сегодня мы утвердим Казахстан председательствующим в ОБСЕ.

Во-вторых, разве можно себе представить, чтобы ключевая общеевропейская организация, коей призвана быть ОБСЕ, существовала в отсутствие Устава - основополагающего документа, определяющего ее цели, устройство и механизм функционирования. Считаем беспочвенными опасения по поводу того, что принятие Устава может подорвать наработанные в рамках ОБСЕ обязательства государств-участников. Чтобы понять это, достаточно внимательно изучить проект Устава, подготовленный Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Выступаем за принятие на нашей министерской встрече решения о создании экспертной группы, которой было бы поручено провести переговоры по проекту Устава с тем, чтобы принять его на следующем СМИД в Хельсинки. Только тогда обретет смысл и принятие Конвенции о международной правосубъектности, правоспособности, привилегиях и иммунитетах ОБСЕ.

Настаиваем на подотчетности полевых миссий ОБСЕ, прежде всего в плане передачи ими своих функций принимающим государствам, как того требует Хартия европейской безопасности, одобренная в Стамбуле в 1999 г.

Пора навести порядок и в финансовой сфере - это касается и внедрения принципа платежеспособности в шкалу взносов, и обеспечения транспарентности в использовании внебюджетных средств. Злоупотребления в этой сфере стали одиозными.

Продолжается "размывание" межгосударственного формата ОБСЕ. В ущерб конструктивному взаимодействию государств-участников на мероприятия ОБСЕ зазываются без разбора маргинальные, а то и вовсе "фантомные" НПО с экстремистскими взглядами. Белоруссия, Россия, Таджикистан и Узбекистан представили конкретные предложения по выправлению ситуации в данной области. Ничто в этих предложениях не связано с покушением на свободу НПО или на их сотрудничество с ОБСЕ. Речь идет о цивилизованном выстраивании отношений с НПО по образцу того, как это делается в ООН.

Еще более рельефно все упомянутые мною проблемы проявляются в деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Здесь - и безосновательные претензии Бюро на некую автономию от государств-участников, и попытки поставить себя над ними, и игнорирование поручений межправительственных органов ОБСЕ, и деление государств-участников на страны "первого и второго сорта", в т.ч. при организации наблюдения за выборами. Думается, что достигнута "точка невозврата": или мы будем все вместе договариваться о правилах электорального мониторинга, или разночтения в данной сфере поставят под угрозу перспективу БДИПЧ как института Организации.

Шанс у нас все еще есть: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан внесли проект решения СМИД ОБСЕ об одобрении "Базовых принципов организации наблюдения за общенациональными выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ", в которых предлагается четко прописать порядок формирования и работы мониторинговых миссий. Рассчитываем на его серьезное обсуждение. Предлагаем также провести в будущем году конференцию руководителей центризбиркомов стран ОБСЕ с целью обмена "лучшей практикой" и выработки возможных рекомендаций.

Возвращаясь к вопросу о неуважении принятых в ОБСЕ документов, не могу не упомянуть об участившихся случаях несоблюдения процедур назначения глав полевых присутствий Организации, когда это происходит без учета мнения принимающей страны, либо пост фактически закрепляется за представителями одного государства.

В этом году появились некоторые признаки оживления деятельности Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ). Более насыщенным стал "Диалог в области безопасности". Состоялась серия дискуссий по проблематике ПРО, имеющей самое непосредственное отношение к стратегической стабильности в Европе. Впервые за многие годы проведено специальное заседание ФСОБ, на котором рассмотрен вопрос о существующих и будущих мерах в области контроля над вооружениями и укрепления доверия. Наконец, Форум впервые согласовал и представил на утверждение СМИД отдельный проект решения о своей работе, содержащий важные ориентиры на будущее, отражающие как национальные, так и общие приоритеты.

Но, несмотря на эти подвижки, говорить о существенном прогрессе пока не приходится. Напоминает о себе инерция старых подходов. Так, несмотря на позитивный и заинтересованный настрой многих делегаций в отношении инициатив России по развитию Венского документа 1999 года, некоторые страны пытаются обусловить принятие по ним решений.

В целом предстоит еще немало сделать, чтобы ФСОБ оправдал возлагавшиеся на него в свое время надежды на решение задач в области укрепления военно-политического измерения безопасности в регионе ОБСЕ.

В этом контексте - несколько слов о Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе непредвзято, отрешившись от затертых политических штампов.

Правда состоит в том, что это наши западные партнеры из стран НАТО фактически ввели в 2001 г. мораторий на адаптированный ДОВСЕ. Несмотря на то, что Россия к тому времени выполнила все свои относившиеся к Договору "стамбульские обязательства", они увязали начало ратификации Соглашения об адаптации с выполнением Россией надуманных условий, не имеющих к ДОВСЕ никакого отношения. Старый же Договор, образца 1990 года, уже к середине 90-х, по общему признанию, не соответствовал новым реалиям. Так что по крайней мере с 2001 года мы живем в ситуации правовой неопределенности.

Россия уже давно предупреждала, что так не может продолжаться вечно. В то же время мы долгие годы проявляли выдержку и терпение, предлагали партнерам выходы из тупика. Однако нас не хотели слышать. Вместе с тем, военно-политическая обстановка в Европе продолжала меняться. Режим ДОВСЕ, не развиваясь, стремительно утрачивал связь с действительностью. Все это не оставило нам иного выхода, кроме приостановления действия Договора, которое начнет действовать 12 декабря с.г.

Свою реальную приверженность инструментам контроля над вооружениями в Европе Россия доказала, ратифицировав Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Мы и теперь остаемся открытыми для диалога и совместного поиска решений, обеспечивающих скорейшее вступление в силу адаптированного ДОВСЕ и восстановление жизнеспособности европейского контроля над обычными вооружениями в целом.

К позитиву относим внимание Организации к вопросам новых угроз. Полностью оправдало себя решение Испании сделать антитеррористическую проблематику одним из приоритетов своего председательства в ОБСЕ. Мы положительно оцениваем результаты проведённых в 2007 году соответствующих мероприятий, прежде всего, Политконференции ОБСЕ по партнёрству государств, гражданского общества и бизнеса в борьбе с терроризмом, Встречи высокого уровня по жертвам терроризма, семинара по противодействию пропаганде терроризма через Интернет. Удовлетворены совместной работой с американскими партнерами по выдвижению проекта решения Мадридского СМИД по антитеррористическому партнерству государств и неправительственного сектора. Выделяем также другой важный документ, который вынесен на нынешний СМИД, - заявление о поддержке Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Выступаем за дальнейшее укрепление в рамках ОБСЕ антинаркотического сотрудничества. На это нацелен проект решения Постсовета о борьбе с наркоторговлей, распространенный Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном.

Приветствуем активизацию взаимодействия ОБСЕ с Афганистаном. Востребованным считаем в первую очередь опыт ОБСЕ по борьбе с наркоторговлей и обеспечению охраны границ для оказания соответствующей помощи Кабулу. Россия уже внесла свою лепту на этом направлении, инициировав "пилотный" проект обучения афганских наркополицейских на базе Всероссийского института повышения квалификации (ВИПК) сотрудников МВД России в г.Домодедово, который, как мы надеемся, будет переведен на постоянную основу. Важное место в решении афганских проблем отводим странам центральноазиатского региона. Выступаем также за налаживание сотрудничества между ОБСЕ и ОДКБ в сфере противодействия наркопотоку из Афганистана. Но любой проект, выходящий за географические рамки ОБСЕ, должен быть максимально конкретным, адресным и призванным решать реальную проблему, угрожающую безопасности стран-участниц Организации.

Уделяем внимание развитию экономико-экологической "корзины" деятельности ОБСЕ. Здесь важно не выходить искусственно за рамки компетенции и экспертных возможностей ОБСЕ, не дублировать деятельность других профильных международных организаций, форумов и инициатив.

На гуманитарном направлении отдаем приоритет вопросам защиты прав национальных меньшинств, преодоления нетерпимости, борьбы с различными видами ксенофобии и религиозно-политического экстремизма, устранения условий, служащих питательной средой терроризма. Необходимо развивать единые нормы и стандарты в области избирательных процессов, предотвращения торговли людьми, миграционной проблематике.

В современной Европе недопустима практика произвольного лишения гражданства. Будем последовательно добиваться обеспечения прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии в соответствии с решениями и рекомендациями ООН, Совета Европы и ОБСЕ. Нынешний председатель в Комитете министров Совета Европы - Словакия - провозгласила одним из приоритетов своего председательства строительство "Европы граждан". Давайте совместными усилиями, в т.ч. с активным участием ОБСЕ, сделаем 2008 г. годом ликвидации массового безгражданства в Европе.

Говоря о гуманитарном измерении деятельности ОБСЕ, хочу подтвердить абсолютную неприемлемость попыток отдельных стран или групп государств претендовать на "абсолютное знание" относительно природы и принципов демократии, использовать ОБСЕ для "уроков демократизаторства". Монополии на истину нет ни у кого. Диалог по гуманитарной повестке дня может быть только равноправным и взаимоуважительным.

Уважаемый господин Председатель,

Отдельно хотел бы сказать несколько слов от имени Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), где Россия заступила на пост председателя. СБЕР продолжает укрепляться в роли важнейшего инструмента строительства на Севере Европы пространства стабильности, доверия и устойчивого развития. Лейтмотивом российского председательства будет комплексное решение существующих в регионе социально-экономических и природоохранных проблем, углубление интеграционных процессов во взаимоотношениях с нашими североевропейскими партнерами, обеспечение специфических интересов коренных северных народов. Будем стараться нацеливать СБЕР на дальнейшую конкретную и плодотворную работу.

Подытоживая, хотел бы еще раз подчеркнуть, что у России в ОБСЕ - позитивная повестка дня. Мы делаем все возможное для того, чтобы сохранить Организацию, вдохнуть в нее "второе дыхание", обеспечить ей достойное место в новой архитектуре евроатлантической безопасности. Сегодня, когда все другие международные и региональные организации интенсивно реформируются, стремятся адаптироваться к требованиям времени, попытки искусственно огородить ОБСЕ от этих объективных процессов губительны для ее будущего.

В 2008 году Финляндии предстоит взять на себя "бразды правления" в решении стоящих перед ОБСЕ задач. Желаем Хельсинки всяческих успехов на этом нелегком пути. Со своей стороны готовы к самому активному взаимодействию с финскими партнерами.