Целью государственной программы по развитию авиационной промышленности должно быть не достижение третьего места в рейтинге мировых производителей самолетов для гражданской авиации, а удовлетворение внутренних потребностей страны, заявил 22 мая на совещании с представителями профильных ведомств вице-спикер Совета Федерации Вячеслав Штыров, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Мы будем рады и сделаем все, чтобы авиационная компания, вертолетная компания заняли достойное место на рынке, но это не цель, это средство для достижения цели, - заявил он. - Вы страну оставляете без авиации, вы - преступники".

По его мнению, целеполагание и критерии эффективности госпрограммы "Развитие авиационной промышленности на 2012-2025 годы" являются ошибочными, поскольку не ставят целью насыщение внутреннего рынка продукцией отечественного авиапрома. "Рентабельность активов Объединенной авиастроительной корпорации - это показатель, по которому мы будем оценивать, выполнена эта программа или нет. Нам плевать на эту рентабельность, нам нужны самолеты для народного хозяйства", - подчеркнул вице-спикер сената.

Он уверен, что главным ресурсом развития внутреннего рынка является выпуск давно зарекомендовавших себя машин АН-24 и АН-2, которых в "золотой век" советской авиации (1970-80-е годы) было выпущено больше, чем Ту-134 или Ту-154. По сравнению с 1991 годом количество авиапассажиров в России уменьшилось на 45 млн. человек, напомнил он, в основном это пассажиры местных авиалиний. Именно этот сегмент и надо срочно восстанавливать, считает сенатор, причем не за счет новых разработок, а путем выпуска старых моделей с хорошей репутацией.

Штыров также предложил внести в перечень "иностранных агентов" тех чиновников, которые добились законодательного облечения поставок подержанных иностранных самолетов, которые составляют прямую конкуренцию отечественным машинам. По его мнению, производство полного цикла должно находиться в России, а основу авиапарка на внутренних линиях должны составлять машины российского производства, в противном случае авиаперевозки внутри страны оказываются чувствительными к политическим потрясениям. Совет Федерации готов оказать помощь российским производителям и перевозчикам, заверил Вячеслав Штыров, с этой целью в верхней палате будет организовано еще два совещания по развитию авиапрома. По итогам обсуждения ситуации в области самолетостроения будут приняты решения по изменению действующего законодательства, предложения от участников рынка комитет по экономической политике готов принимать уже сейчас, отметил он. Среди первоочередных проблем, стоящих на пути производства и эксплуатации отечественных самолетов Штыров назвал недоразвитость системы операционного лизинга и отсутствие консолидированного заказа для малых перевозчиков.

Напомним, что в настоящее время 80% авиационного парка России составляют самолеты иностранного производства, которые в большинстве случаев находятся в собственности иностранных лизинговых компаний. В случае применения нового пакета экономических санкций эксплуатация этих воздушных судов может оказаться под угрозой.