Москва, 25 марта, 2014, 16:10 — ИА Регнум. Тенденции взаимоотношений федерального и местных бюджетов в России на практике не вполне соответствуют концепции федеративного государства, к такому выводу пришли участники научно-практической конференции "Бюджетный федерализм: итоги и перспективы", которая состоялась 25 марта в верхней палате российского парламента, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Регионы должны получить больше полномочий в принятии бюджетных решений, считают участники встречи.
Как отметила во вступительной речи спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, доля доходов, оставшихся в регионах, за последние годы устойчиво снижалась и сейчас составляет менее 50%. При этом увеличилось с 14 до 16 число субъектов, которые отдают в федеральный бюджет более половины своих доходов, а дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности получают 73 региона. По итогам прошлого года, совокупный дефицит региональных бюджетов вырос в два раза и составил 673 млрд рублей, а объем государственного долга увеличился втрое - до 1,7 трлн рублей.
"Мы все проедаем, ничего не остается на развитие, - заявила Матвиенко. - Еще год, два, три такой политики, и окажется, что дороги все выйдут из строя, энергетика будет плохая, транспорт общественный, школы не ремонтируются и так далее".
Спикер сената предложила оставлять в субъектах федерации не менее 25% дохода на развитие (сейчас инвестиции по регионам в среднем составляют 12%), а также вдвое сократить количество федеральных чиновников в регионах.
По мнению министра финансов Антона Силуанова, российская методика бюджетного выравнивания является одной из лучших в мире, поскольку содержит меры по стимулированию регионов к повышению своих доходов. "Мы закрепили в трехлетнем периоде объем межбюджетных трансферов, регионы заработали больше, чем мы ожидали, мы у них трансфер не забираем, это как раз один из элементов стимулов к зарабатыванию", - отметил министр. Глава Минфина считает, что у субъектов должно быть больше маневра в выполнении расходных обязательств, а также возможность самостоятельно решать какие налоговые льготы использовать, а какие отменять. Он также отметил, что в России до сих пор не используется такой надежный источник пополнения местных бюджетов как налог на имущество физических лиц. По мнению Силуанова, здесь определение налогооблагаемой базы также должно быть отдано в ведение регионов.
Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ Владимир Мау обратил внимание на изменчивость российского законодательства, которая не дает ни регионам, ни федеральному центру возможностей для долгосрочного планирования. Он предлагает вводить новые правила в бюджетной сфере не чаще, чем раз в 5 лет, иначе стране грозит растущая бюджетная нестабильность, которая будет иметь для регионов самые пагубные последствия. Он также считает, что руководству страны необходимо подумать об изменении "идеологии заимствований", чтобы заемные средства шли на реализацию конкретных проектов, а не на затыкание бюджетных дыр, как это зачастую происходит сейчас.
По итогам дискуссии участники конференции приняли ряд рекомендаций парламенту и правительству. Валентина Матвиенко призвала министерство финансов "не замотать в очередной раз, не положить в долгий ящик" эти рекомендации и рассмотреть их до начала нового бюджетного цикла.
Напомним, научно-практическая конференция "Бюджетный федерализм: итоги и перспективы" состоялась в Совете Федерации 25 марта, в ней приняли участие депутаты обеих палат парламента, члены правительства, представители Счетной палаты, губернаторы и эксперты в бюджетной и финансовой сфере.