Изменения в избирательном законодательстве Белоруссии не должны привести к ослаблению контроля над политической ситуацией в постсоветской республике и не должны осуществляться в угоду другим странам. Об этом 6 августа в Минске на совещании по вопросам совершенствования избирательного законодательства заявил Александр Лукашенко.

"Если мы идем на какое-то послабление, то должны быть уверены, что это не отразится негативно на стабильности в стране и управляемости ситуацией во время выборов. Никакого произвола и бесконтрольности быть не должно", - сказал Лукашенко.

Он поручил тщательно продумать все возможные последствия предлагаемых мер по изменению избирательного законодательства Белоруссии, отраженные в вынесенный на обсуждение законопроект, а также четко представлять себе механизм практической реализации данных мер. Законопроект после обсуждения должен быть внесён на рассмотрение национального собрания Белоруссии и на нынешнем совещании, отметил руководитель республики, должно быть принято окончательное решение по ряду положений законопроекта, поддержанными не всеми чиновниками. До совещания, обратил он внимание участников совещания, не удалось достичь консенсуса по возможности увеличения размеров избирательных фондов, а также возможности их создания на этапе выдвижения кандидатов в президенты республики до регистрации кандидатов.

Комментируя законопроект, Лукашенко предложил "не устраивать какие-то скачки, чтобы бежать наперегонки с кем-то" и "идти в ногу с событиями и зрелостью нашего общества", "не наворачивая здесь, ссылаясь на новые или старые демократические государства и процедуры". Руководитель республики предложил привлечь к решению белорусских проблем "белорусский народ", не уточнив, как это следует сделать.

Лукашенко напомнил участникам совещания, что они живут "в своей стране", предложив методологию принятия решений: "Есть проблема, есть вопрос - давайте решать. Нет проблемы, нет вопроса - давайте не будем создавать эти проблемы и вопросы".

Как сообщало ИА REGNUM, проблема реформирования избирательного законодательства Белоруссии не теряет своей актуальности на протяжении всего постсоветского периода. После президентской кампании 1994 года, по итогам которой Александр Лукашенко стал первым президентом Белоруссии и до сих пор бессменно руководит постсоветской республикой, Евросоюз, США и международные организации не признали соответствующими европейским стандартам демократических выборов ни одну избирательную кампанию. В частности, ОБСЕ не признала соответствующей демократическим стандартам последние президентскую и парламентскую кампании в Белоруссии, а Лукашенко заявил об отсутствии таких стандартов в природе. Демократичность формирования парламента и легитимность президента Белоруссии вызывают вопросы на Западе, ввиду чего члены Нацсобрания Белоруссии и сам Лукашенко не часто приглашаются на совместные мероприятия. Белорусские оппозиционеры считают, что списки кандидатов в депутаты утверждаются в Администрации президента Белоруссии (такие списки регулярно публикуются перед финалом избирательных кампаний), что Лукашенко уничтожил парламент как политический институт, превратив Нацсобрание Белоруссии в "машину для голосования" по решениям, принятым в Администрации президента. Со стороны руководства России и СНГ претензий к избирательным компаниям в Белоруссии не имеется. В свою очередь официальный Минск всегда признавал итоги избирательных кампаний во всех странах СНГ.