Иран стремится усилить свое влияние в Закавказье - жизненно важном для него регионе, и прилагает для этого вполне ощутимые усилия. Это, в том числе, касается нагорно-карабахского процесса и проявляется в виде комментариев различных иранских политиков. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО(У) МИД России Вадим Муханов, комментируя заявление посла Ирана в Баку Мохсина Пака Айина о том, что Минская группа ОБСЕ не способна решить карабахский конфликт.

"Если бросить беглый взгляд на историю, то за исключением последнего века или двух Иран традиционно являлся одним из крупнейших игроков региона. С древнейших времен с Персией считались все. Ситуация в видимом спектре изменилась не так давно - начало XIX века, когда были подписаны Гюлистанский и Туркменчайский договора, которыми Персия признавала превосходство Российской империи. Сейчас, конечно, ситуация совершенно иная, но это, тем не менее, никак не умаляет того факта, что Иран был и остается одним из самых крупных игроков региона", - заявил Муханов.

По мнению эксперта, основная причина активизации Ирана в Закавказье кроется в стремлении Тегерана обеспечить стабильность по периметру своих границ. С другой стороны, напомнил Вадим Муханов, Иран фактически отодвинут в сторону от важных региональных процессов в Закавказье. "Естественно, его это положение дел никак не устраивает. Тегеран стремится к большему влиянию на регион, и это не просто прихоть, а острая необходимость. Тегеран жизненно заинтересован, чтобы в его приграничных территориях была стабильность. Сейчас Иран отодвинут от участия в любых форматах карабахского урегулирования. Он хочет играть более весомую роль. Закавказье для него жизненно важно, особенно на фоне непростых отношений со странами региона. Армения - стратегическое окно для Тегерана на север, и он пытается всеми силами укрепить, углубить отношения с Ереваном. Кроме того, Тегеран пытается достичь прогресса в отношениях с Грузией, и мы можем вспомнить, что между этими двумя странами периодически происходят контакты на довольно высоком уровне. Но не будем забывать и об Азербайджане, с которым у Ирана достаточно сложные и противоречивые отношения", - сказал он.

Так или иначе, выразил уверенность политолог, Иран недоволен отведенной ему ролью статиста, однако в краткосрочной перспективе добиться желаемого ему не удастся. "В контексте сложной региональной конъюнктуры, внешние игроки - ЕС, Россия, США, - курирующие процессы в Закавказье, не особо заинтересованы в усилении роли Ирана, а с некоторыми из них у Ирана очень напряженные отношения. В результате ему приходится довольствовать двусторонними отношениями, где не всегда и не все бывает гладко", - считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО(У) МИД России.

Что касается непосредственно нагорно-карабахского конфликта и стремления Ирана втянуться в процесс его урегулирования, Вадим Муханов также назвал эти попытки бесперспективными. "Активность Ирана в этом направлении блокируется теми же внешними игроками, которые сегодня в той или иной степени выполняют функцию посредника в процессе мирного урегулирования. Если взять тот же формат ОБСЕ, критикуемый как сторонами конфликта, так и Ираном, то появление в этом формате представителя Тегерана практически невозможно. Кроме того, посредническая миссия сама по себе предполагает определенное сотрудничество посредников, что сложно представить, скажем, в случае с Тегераном и Вашингтоном", - поделился мыслями собеседник.

Муханов коснулся также отношений Баку-Тегеран, назвав их, в частности, "шероховатыми". "На протяжении последнего десятка лет между ними постоянно возникают трения, конфликты, противоречия по совершенно разным поводам. Однако, по-моему, эта конфронтация не выльется в нечто более серьезное, и часто звучащие оценки о неизбежной эскалации ситуации ошибочны. Причины там, где и были в течение последних 10-15 лет. Все очень просто: у Ирана есть более серьезные проблемы, чем Азербайджан, который в этом списке стоит далеко не на первом, да и не на десятом месте", - подытожил эксперт.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, посол Ирана в Азербайджане заявил, что причина нерешенности нагорно-карабахского конфликта заключается в неспособности Минской группы ОБСЕ урегулировать эту проблему. "Думаю, что это не имеет никакого отношения к связям Ирана с Арменией. Ирано-азербайджанские связи сформированы в рамках отношений между двумя соседними государствами. Другие государства, также имеющие дружественные отношения с Азербайджаном, поддерживают еще более широкие связи с Арменией, чем Иран. Поэтому считаю, что обвиняя Иран, некоторые лица стремятся прикрыть слабые стороны Минской группы", - заявил иранский дипломат. Затягивание конфликта, по мнению посла, обеспечивает интересы "больших сил", а также государств-сопредседателей Минской группы: "Эти силы не предпринимают серьезных усилий в направлении разрешения конфликта".