ОАО "Российские железные дороги" возвращают в строй все электровозы 2ЭС10 "Гранит". Локомотивы, два месяца назад отставленные от эксплуатации, отныне вновь перевозят грузы, пытаясь наверстать убытки, которые ОАО "РЖД" понесло в связи с их вынужденным простоем. Тем не менее, гарантий того, что подобная ситуация не повторится в будущем, у железнодорожников нет. Напротив: по словам специалистов, у электровозов этой серии осталось немало "слабых мест".

1 февраля электровозы отправились на отстой по одной причине: на бандажах колесных пар "Гранитов" обнаружился серьезный дефект - сквозная трещина. Дело в том, что изначально электровозы 2ЭС10 "Гранит" (как и родственная им модель - 2ЭС6 "Синара") комплектовались бандажами, произведенными в Нижнеднепровске (Украина) на заводе концерна "Интерпайп". Однако в июне прошлого года в ходе эксплуатации на украинских бандажах начали обнаруживаться сколы. В результате несколько "Гранитов" и "Синар" впервые были отстранены от эксплуатации. Комментируя ситуацию в прессе, вице-президент и руководитель дирекции тяги ОАО РЖД Алексей Воротилкин возложил ответственность за дефект на украинских производителей.

В конечном итоге производитель заменил поставщиков бандажей колесных пар. Однако новые бандажи (произведенные на ОАО "ЕВРАЗ НТМК", Нижний Тагил) показали себя также далеко не с лучшей стороны. Уже в начале этого года на них обнаружили не сколы, а целые сквозные трещины. Именно после этого руководством РЖД было принято решение отстранить от эксплуатации все "Граниты" до устранения проблемы и соответствующего заключения экспертной комиссии.

Большинство 2ЭС10 направились в моторвагонное депо Санкт-Петербург - Московское. Только там находился уникальный на тот момент в России станок "Hegensheidt MFD". В свое время он выручил "Сапсаны", чьи бандажи, разработанные концерном Siemens, также оказались не вполне надежными. Теперь на нем проводились работы по расточке бандажей у "Гранитов" - ради этого локомотивы проделали путь длиной в 2 тыс. км. "Актуальной стала и проблема опасных сколов колёсных пар", - рассказывает главный инженер Свердловской железной дороги Игорь Набойченко. - Как только её решили, обнаружились более сложные повреждения - изломы бандажей, опасные трещины. В результате, от работы был отстранён весь парк 2ЭС10 СвЖД, а это - 44 электровоза. Вопрос по бандажам до сих пор не решён. Мы тщательно анализируем каждый, даже самый незначительный факт, и уже установили основные зоны риска - те места, где именно разрушаются колёсные пары".

Сегодня проблема с бандажами у "Гранитов" считается решенной. Эксперты дали согласие на эксплуатацию, старший вице-президент ОАО РЖД Валентин Гапанович подписал соответствующее распоряжение. Однако, по словам главного инженера Набойченко, у локомотива есть и иные проблемы - потенциально не менее угрожающие.

"За более чем год опытной эксплуатации локомотивов нового поколения 2ЭС10 - машин, которые доставляют грузы через Уральские горы, - было выявлено сразу несколько существенных недостатков, - говорит он. - Самый распространённый и массовый - это бракованные резиновые шланги высокого давления. Кроме того, у новых электровозов в зимний период промерзает пневмосистема. Слишком часто приходится также менять накладки токоприёмников. Несмотря на то, что эксплуатация машин началась ещё в конце 2011 года, у них до сих пор не работает система гребнесмазывания. Список недостатков можно продолжать ещё долго..."

Тем временем, проблемы и перспективы эксплуатации 2ЭС10 "Гранит" активно обсуждают интернет-пользователи, указывая среди прочего и на уязвимые места в конструкции машины. Немалая часть посетителей тематических ресурсов сходится во мнении, что наименее надежной частью нового электровоза, наряду с упомянутыми бандажами, остается оборудование марки Siemens. В частности, достаточно проблемным оказался тяговый преобразователь производства "Siemens", который в течение года выходил из строя 36 раз (15% от общего числа неисправностей). В целом же 51 отказ оборудования из 249 (общее число за год) приходится на узлы и агрегаты производства немецкой корпорации.

Здесь было бы уместным вспомнить, что 2ЭС10 "Гранит" является совместной разработкой ЗАО "Группа Синара" и концерна Siemens. Таким образом, можно сказать, что немецкие разработчики также несут определенную ответственность за недостатки в конструкции локомотива.

Отзывы о работе другого совместного детища русских и немецких конструкторов - 2ЭС6 "Синара" по сей день неоднозначны. "Синара" на железных дорогах России эксплуатируется с 2006 года - и тем не менее, 18% приписного парка этих локомотивов на Свердловской железной дороге на 2012 год числились неисправными. По статистике, каждая из 250 существующих на конец 2012 года "Синар" за год вышла из строя 8 раз. По словам сотрудников Центра общественных связей "Группы Синара", количество отказов оборудования ежегодно снижается. Однако несмотря на работу по повышению надежности, "Синара", попадает к ремонтникам чаще, чем определено в технической документации.

Это относится и к "Граниту". Участники тематических интернет-ресурсов говорят, что для устранения проблем с программным обеспечением электровозов 2ЭС10 на Урал лично приезжали немецкие инженеры, что косвенно подтверждает серьезность возникшей неисправности.

Алексей Селиверстов, обозреватель, специально для ИА REGNUM