31 августа из порта Мурманск в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона отправился крупнотоннажный сухогруз-балкер Sanko Odyssey дедвейтом 74800 тонн. Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути. На его борту - более 70 тысяч железорудного концентрата, произведенного на Ковдорском ГОКе ОАО "Еврохим". Проводкой балкера займутся атомоходы Росатомфлота. "Sanko Odyssey" принадлежит японской судовой компании "Sanko Line". Для японцев это будет первый случай использования Севморпути. Напомним, что днем ранее танкер "Владимир Тихонов" типоразмера "суэцмакс" установил новый рекорд скорости прохождения Северного морского пути. Преодоление Севморпути заняло у него всего 7,4 суток. Средняя скорость движения танкера составила 14 узлов. Он стал самым большим танкером в истории судоходства по этой трассе. Кроме того, на днях в Санкт-Петербург из Приморья впервые за последние 20 лет прибыло судно, прошедшее Северным морским путем. Рефрижератор усиленного ледового класса "Коммунары Николаева" привез пять тысяч тонн лосося. До этого рыбу с Камчатки и Владивостока везли через Панамский и Суэцкий каналы.

"Перспектива у Северного морского пути есть, это очевидно, - уверен начальник перспективного развития ФГУП "Атомфлот" Владимир Арутюнян. - Проектом заинтересовались даже иностранные компании. С коммерческой точки зрения, таким образом можно сэкономить и время, и деньги. Если идти из Мурманска в Китай через Суэцкий канал, то это будет почти 12 тысяч миль, а по Севморпути почти 7 тысяч миль. Разница ощутима. Причем тоннажностью балкера нас удивить сложно. Здесь важнее смотреть на осадку и учитывать сезонные условия и ледовый класс судна".

"Мы провели "Тихонова", это была самая быстрая проводка - чуть больше 7 суток. Если бы нам сказали о том, что это возможно, 5-10 лет назад, то мы бы засомневались, - рассказал эксперт. - Ведь ледокол у нас 30 метров шириной, а у танкера она все 50 метров. Почти в два раза шире, но ничего - он прошел и установил рекорд по скорости прохождения СМП среди крупнотоннажных судов. Это стало возможно по ряду определенных причин. Во-первых, это было приурочено к конкретному периоду летней навигации: с середины августа и до конца сентября, когда складывается самая благоприятная обстановка на трассе - льды максимально растаяли, а рост их начнется только со второй половины сентября. Чистой воды сейчас больше всего. Во-вторых, СМП - это коммерчески выгодное направление, и техническое оснащение позволяет нам его осваивать".

"Не секрет, что флот ледокольный стареет, но поскольку к проекту освоения СМП проявляют интерес и другие государства - он имеет международное значение, то правительство одобрило постройку двух новых ледоколов по новому проекту ЛК-60 в следующем году, - отметил Арутюнян. - У них и мощность, и ледопроходимость будут выше, и срок службы будет 40 лет, то есть на 10 лет больше. В перспективе заложено строительство серии ледоколов, поскольку трасса СМП - это стратегически важное и экономически выгодное направление, которое надо развивать. Все три уникальные проводки - судно с красной рыбой, танкер-гигант и самый крупный балкер в истории СМП - говорят о том, что "Атомфлот" вовремя и успешно интегрировали в структуру Росатома, сделав проект развития Севморпути не только возможным, но и экономически перспективным. Сейчас правительство рассматривает вопросы возрождения трассы Севморпути. Это тоже важно для наших потенциальных клиентов и партнеров. Росрыболовство планирует провести суда со 150 тысячами тонн рыбы, хотя можно и больше - были бы рефрижераторы в нужном количестве. В этом году уже прошли два по пять тысяч тонн, и идет третий с девятью тысячами тонн рыбы. Питерцы наконец-то смогут попробовать нашу отечественную красную рыбу. Причем цена на нее должна снизиться".

"Кроме "Тихонова" мы провели еще два крупнотоннажных танкера, - сообщил он. - А 31 августа из Мурманска вышел крупнотоннажный сухогруз японского судовладельца. Это самое крупное судно, которое когда-либо проходило по СМП. В истории еще подобного рода проводок никто в мире не совершал. Мы первые. Честно скажу, что японцы оказались консерваторами, и убедить их воспользоваться Севморпутем оказалось непросто. Но даже они не устояли после того, как на практике увидели, что мы из себя представляем и что мы можем дать им необходимые гарантии. Поэтому в результате долгих и сложных переговоров судовладельца с руководством ФГУП "Атомфлот" японцы все-таки превозмогли свой страх, хотя и заложили большие риски. Они наша первая ласточка, дальше, думаю, все легче пойдет, и к нам еще очереди будут выстраиваться".

"В планах эти проводки должны стать серийными. Но всему свое время. Ведь в прошлом году мы провели всего четыре разных судна по транзиту. В этом году объем проводок больше и уже несколько рекордов есть, да и суда побольше. Плюс мы попробовали сделать сверхраннюю проводку крупного танкера, которую начали 29 июня. Так что будем нарабатывать опыт", - резюмировал эксперт.