Перспективы развития Севморпути очевидны: эксперт
Москва, 1 сентября, 2011, 18:40 — ИА Регнум. 31 августа из порта Мурманск в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона отправился крупнотоннажный сухогруз-балкер Sanko Odyssey дедвейтом 74800 тонн. Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути. На его борту - более 70 тысяч железорудного концентрата, произведенного на
"Перспектива у Северного морского пути есть, это очевидно, - уверен начальник перспективного развития ФГУП "
"Мы провели "Тихонова", это была самая быстрая проводка - чуть больше 7 суток. Если бы нам сказали о том, что это возможно, 5-10 лет назад, то мы бы засомневались, - рассказал эксперт. - Ведь ледокол у нас 30 метров шириной, а у танкера она все 50 метров. Почти в два раза шире, но ничего - он прошел и установил рекорд по скорости прохождения СМП среди крупнотоннажных судов. Это стало возможно по ряду определенных причин. Во-первых, это было приурочено к конкретному периоду летней навигации: с середины августа и до конца сентября, когда складывается самая благоприятная обстановка на трассе - льды максимально растаяли, а рост их начнется только со второй половины сентября. Чистой воды сейчас больше всего. Во-вторых, СМП - это коммерчески выгодное направление, и техническое оснащение позволяет нам его осваивать".
"Не секрет, что флот ледокольный стареет, но поскольку к проекту освоения СМП проявляют интерес и другие государства - он имеет международное значение, то правительство одобрило постройку двух новых ледоколов по новому проекту ЛК-60 в следующем году, - отметил Арутюнян. - У них и мощность, и ледопроходимость будут выше, и срок службы будет 40 лет, то есть на 10 лет больше. В перспективе заложено строительство серии ледоколов, поскольку трасса СМП - это стратегически важное и экономически выгодное направление, которое надо развивать. Все три уникальные проводки - судно с красной рыбой, танкер-гигант и самый крупный балкер в истории СМП - говорят о том, что "Атомфлот" вовремя и успешно интегрировали в структуру Росатома, сделав проект развития Севморпути не только возможным, но и экономически перспективным. Сейчас правительство рассматривает вопросы возрождения трассы Севморпути. Это тоже важно для наших потенциальных клиентов и партнеров. Росрыболовство планирует провести суда со 150 тысячами тонн рыбы, хотя можно и больше - были бы рефрижераторы в нужном количестве. В этом году уже прошли два по пять тысяч тонн, и идет третий с девятью тысячами тонн рыбы. Питерцы наконец-то смогут попробовать нашу отечественную красную рыбу. Причем цена на нее должна снизиться".
"Кроме "Тихонова" мы провели еще два крупнотоннажных танкера, - сообщил он. - А 31 августа из Мурманска вышел крупнотоннажный сухогруз японского судовладельца. Это самое крупное судно, которое когда-либо проходило по СМП. В истории еще подобного рода проводок никто в мире не совершал. Мы первые. Честно скажу, что японцы оказались консерваторами, и убедить их воспользоваться Севморпутем оказалось непросто. Но даже они не устояли после того, как на практике увидели, что мы из себя представляем и что мы можем дать им необходимые гарантии. Поэтому в результате долгих и сложных переговоров судовладельца с руководством ФГУП "Атомфлот" японцы все-таки превозмогли свой страх, хотя и заложили большие риски. Они наша первая ласточка, дальше, думаю, все легче пойдет, и к нам еще очереди будут выстраиваться".
"В планах эти проводки должны стать серийными. Но всему свое время. Ведь в прошлом году мы провели всего четыре разных судна по транзиту. В этом году объем проводок больше и уже несколько рекордов есть, да и суда побольше. Плюс мы попробовали сделать сверхраннюю проводку крупного танкера, которую начали 29 июня. Так что будем нарабатывать опыт", - резюмировал эксперт.