Противостояние церкви и музейного комплекса "Крепость Орешек" связано с намерениями церкви построить стеклянный купол в форме православного собора и служить службы внутри руин православного собора Рождества Святого Иоанна Предтечи - там, где находится монумент мужеству воинам Великой Отечественной войны. Стороны обозначили свои позиции, компромисс не найден. Об этом сегодня, 1 октября, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Мы не хотим, чтобы была нарушена музеефикация разрушающихся руин православного собора Рождества Святого Иоанна Предтечи, хотим установить стеклянный колпак, чтобы не допустить разрушение", - заявил в ходе пресс-конференции "Удастся ли спасти святые развалины в крепости Орешек?" настоятель храма игумен Евстафий (Жаков).

"Нам нужно, чтобы руины остались такими, какие они есть, но сделать так, чтобы они не разрушались и служить там. Внутри установлен монумент мужеству воинам Великой Отечественной войны. Мы должны быть близки к душам тех, кто здесь умирал. Музей музеефицирует, а мы молимся. Нам не нужны излишества. Нам нужен престол, нужны молящиеся. А если нам скажут имена тех, кого надо поминать, и все", - объяснил игумен Евстафий.

"Церковь заняла нормальную, компромиссную позицию. Проект гарантирует сохранение руин и не противоречит тому, к чему стремится музейное сообщество", - считает глава Попечительского совета Благотворительного фонда Святого Иоанна Предтечи, генерал-майор внутренней службы, постоянный член комиссии по законности и правопорядку Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Аркадий Крамарев.

Как объяснили сторонники установки "колпака", объект культурного наследия - Крепость Орешек находится в ведении Санкт-Петербурга. У проекта пока нет бюджета (стоимость инициаторы оценивают приблизительно в 100 млн рублей), и следующая задача - найти инвестиции.

"Быть в контексте окружающего пространства, ни в коем случае не нарушая архитектурную композицию крепости, не делать железобетонных фундаментов, не трогать археологический слой, сохранить некую память места - главные наши задачи", - уточнил петербургский архитектор Андрей Воронов.

На вопрос журналистов о позиции музейных работников, причинах несогласия с проектом, руководитель пресс-службы музея объяснила, что приглашение на пресс-конференцию поступило поздно, только накануне, во второй половине дня. Музей категорически против того, чтобы в храме проводились службы - там должен быть музей. Нет необходимой инфраструктуры - объяснили музейные работники. "Надо отметить дату появления православного собора на территории острова - это начало XIX столетия. Все три церкви были домовыми. Напомню, что на берегу со стороны Шлиссельбурга и Морозовки имеются храмы, которые в неприглядном состоянии, и может быть, прежде всего, на них следует обратить внимание. Сейчас в соборе берут деньги с прихожан. У нас же - действующий музей, в этом году 62 тысячи посетителей. Постоить что-то, не нарушив памятник воинам Великой Отечественной войны внутри собора - невозможно", - перечислил причины несогласия заведующий филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга "Крепость Орешек" Олег Полухин.

По его словам, инициаторам проекта начинать действия надо было с обращения в комитет по охранне памятников, если там не находят отклика - тогда в Министерство культуры. "Могу добавить, что в крепости доминирует шпиль Колокольной башни, на который ориентируются корабли - стеклянный колпак разрушит единых архитектурный стиль крепости", - подчеркнул он. Напомним, на территории дирекции Музея истории Санкт-Петербурга - в Крепости Орешек (Шлиссельбург) продолжает стремительно разрушаться православный собор Рождества Святого Иоанна Предтечи (Ленинградская область, Кировский район Шлиссельбург). Развалины храма, внутри которого в 1985 году был установлен монумент мужеству воинам Великой Отечественной Войны, законсервированы как памятник архитектуры и не подлежат восстановлению.

Церковь остается действующей - службы проходят под открытым небом, и чтобы пройти в храм верующие вынуждены покупать билеты в музейный комплекс. Настоятель храма игумен Евстафий предложил построить стеклянный купол в форме православного собора, который мог бы одновременно защищать памятник архитектуры и стать полноценной работающей церковью. Но административные барьеры и несогласие представителей музейного комплекса противостоят проекту. Напомним, крепостной собор, на территории Крепости Орешек, перестроен в дереве из лютеранской кирхи в 1702 году. Каменный собор построен в 1776 - 1779 годах по проекту А. Ф. Виста. Не действовал с 1802 года и разобран в 1822 году. Новый каменный храм был выстроен только в 1826 - 1831 годах архитектором А. Е. Штаубертом. Собор закрыт в 1917 году и был сильно разрушен в годы Великой Отечественной войны.

Крепость Орешек имела не только военное значение, но и была одним из духовных центров Приневья. Здесь хранилась икона Казанской Божьей Матери, которая чтилась еще в царствование царя Иоанна Васильевича Грозного и находилась в часовне в крепости Орешке. Перед сдачей крепости шведам в 1611 году ее защитники приняли решение замуровать икону в стене церкви, превращенной потом шведами в кирху. Здесь икона хранилась около ста лет.

Напомним также, что существует легенда, что одно место в алтарной стене постоянно остается влажным. Сколько ни возобновляли окраску и штукатурку, ничто не помогало. Повторное обретение иконы состоялось в 1705 г. Якобы однажды ночью, стоявший тут на часах солдат увидел необыкновенный свет, исходивший из этого места, потом в ней образовалась трещина, через которую увидели лик Казанской иконы Божией Матери. Стену разобрали и обнаружили иконы Казанской Божьей Матери и св. Иоанна Предтечи, которые Петр I распорядился передать в крепостную Иоанно-Предтеченскую церковь. С тех пор храм в крепости являлся местом постоянного паломничества.

Икона была утрачена в конце 1930-х гг. Окончательно следы ее теряются в годы Великой Отечественной войны. Судьба чудотворного образа неизвестна.

Евгения Дылева