Рецензент: Смысл Стратегии развития Псковской области - получение регионом федеральных средств
Псковская область, 8 февраля, 2006, 23:02 — ИА Регнум. В связи с тем, что неудачная защита Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2010 г. в Министерстве регионального развития в Москве привлекла повышенное внимание СМИ, приводим полный текст имеющейся в распоряжении ИА REGNUM официальной рецензии на эту разработку, подготовленной директором института
Анализ и прогноз и предложения ограничены границами области (не учитывается важность межрегиональной кооперации), в том время как очевидно, что Псковская область нуждается в кооперации с сопредельными субъектами и странами: по развитию туризма с Петербургом, Новгородской областью и странами Балтии. По развитию лесного кластера необходимо кооперироваться - с Новгородской, Ленинградской областью и Карелией. В программе прослеживается логика конкуренции между субъектами РФ, а не партнерства. Анализ ориентирован в основном на внутренние ресурсы и не учитывает того, что ключевой потенциал области - в расположении между крупнейшими российскими рынками сбыта для любых товаров - Москвой и Санкт-Петербургом.
В программе смешаны долгосрочные и среднесрочные цели и краткосрочные решения. Ключевые положения "Концепции развития на долгосрочную перспективу" разработанной в 2004 году с участием всех ключевых промышленников и экспертов региона практически не учтены.
Нет фокусировки приоритетов развития и решений. Неясны ключевые направления как для бюджетных инвестиций федерального центра и не дан внятный сигнал о приоритетах социально-экономического развития частным инвесторам.
Среди приоритетных отраслей экономического развития отсутствует машиностроение - крупнейший источник рабочих мест и поступлений в бюджет (на 2004 - 30% от общего объема промышленности региона). В то же время в регионе существуют все предпосылки для развития электротехнического кластера - крупнейшие предприятия региона сконцентрированы именно в электротехнике - Авар, Импульс, ЗЭТО, ТЭСО.
Недостаточное внимание уделено вопросам развития инфраструктуры -энергетической и транспортной:
В части развития энергетики требуется оптимизация электрических и тепловых сетей - известно что протяженность электрических сетей в Псковской области - 2 место после СПб, а по полезному отпуску электроэнергии - последнее (45 тыс км сетей - 1431 млн кВт на 2004 год). Не проанализированы вопросы образования тарифов на электроэнергию. Не решен принциальный вопрос по развитию Дедовической ГРЭС. Нет четких принципов и приоритетов по газификации региона.
Центрами экономического роста и развития большинства субъектов РФ являются города - в то же время в программе отсутствуют проекты, которые могли бы дать толчок в развитии крупнейших городов области - г. Пскова и г. Великие Луки.
Программа не указывает основных параметров для тех пионерных реформ по оптимизации сети бюджетных учреждений, который в настоящий реализует Администрация региона. Недостаточно проработанные механизмы реализации превращают программу в традиционное обоснование для получения регионом федеральных средств.