Формат вопросов и ответов «Прямой линии с президентом РФ» позволил узнать мнение руководителя страны о многих существующих проблемах и путях их решения, кому-то помочь с нетерпящими для решения личными вопросами, внести необходимую лепту в ощущение сопереживаемости президентом личных проблем и чувств граждан. Важно и то, что данное общение прошло в спокойном русле, без нагнетания страстей или страхов. Оно лишний раз показало, что президент чувствует и понимает нужды простых людей, и вряд ли кто мог бы засомневаться в этом, если он лично видел, как президент отвечает на вопросы, заявил профессор кафедры управления рисками, страхования и ценных бумаг РЭУ имени Г. В. Плеханова Владимир Галанов, комментируя корреспонденту ИА REGNUM итоги прямой линии президента с жителями России.

«Это, так сказать, положительная сторона состоявшегося мероприятия. Но вряд ли хорошие чувства к президенту есть основа (гарантия) того, что в стране дела будут улучшаться. Наличие миллионов вопросов к руководителю страны есть не только положительный признак, свидетельствующий о том, что люди верят ему. Негатив заключается в том, что, с одной стороны, рост количества вопросов может свидетельствовать и о накоплении нерешенных социально-экономических вопросов, а, с другой стороны, — люди поняли, что справедливость в отношении личности можно попытаться найти только у президента. И они пытаются «по полной» использовать такую возможность хоть раз в году, рассчитывая, что кому-то повезет. Это аналогично крупному выигрышу денег в лотерею», — пояснил эксперт.

«Указанные два негативных момента — накопление проблем и их решение лишь как личный выигрыш — вполне укладываются в общую канву современного рыночного общества в нашей стране, да и во всех остальных странах мира, независимо от уровня их благосостояния. Думается, что выход из такого рода «вектора развития» мог бы начаться с совершенствования самого формата общения президента с народом. Такое совершенствование возможно по следующим направлениям:

— проводить прямую линию не раз в год, а например, каждый квартал с учетом того, что и положение в стране не самое лучшее, и что проблем очень много и, что многие желают «личной справедливости». Если президенту по каким-то причинам сложно так «часто» общаться со страной, то, он, например, может в отдельных случаях доверить это председателю правительства.

— каждую такую квартальную прямую линию следует посвятить лишь группе актуальных проблем, а не всем проблемам сразу. Можно вообще сразу очертить примерный круг обсуждения на каждый квартал текущего года. Например, 1-й квартал — вопросы экономики, 2-й квартал — вопросы социальной сферы, 3-й квартал — административные проблемы, 4-й квартал — вопросы внешней политики.

— такого рода квартальной прямой линии может предшествовать промежуточная внутриквартальная прямая линия на всю страну между гражданами и руководителями профильных министерств и ведомств по заявленной на квартал сфере обсуждения. Такого рода «министерская» прямая линия на всю страну позволила бы лучше выявить проблемы граждан, уточнить политику министерства, и в конечном счете у общества правильнее сформировался бы круг ключевых вопросов президенту на квартальной прямой линии», — высказал свою точку зрения Галанов.

«Иначе говоря, необходимо и дальше развивать реализуемый президентом России опыт общения власти со своими гражданами. Очевидно, что такого рода прямой контакт власти и граждан есть дальнейшее развитие действительной демократии в стране, что ничуть не хуже, чем любого рода демократические выборы», — резюмировал эксперт.