«Исход жителей из сел в Казахстане отвечает интересам приватизации»
Астана, 13 апреля, 2016, 11:00 — ИА Регнум. В Казахстане в рамках реализации госпрограммы «Дорожная карта занятости — 2020» из «населенных пунктов с низким экономическим потенциалом» переселено более 17 тысяч казахстанцев, отчиталось Министерство здравоохранения и социального развития республики.
Политолог и географ Марат Шибутов пояснил корреспонденту ИА REGNUM, что на деле означает это официальное сообщение.
«Продолжается сокращение числа сельских поселений в стране. В принципе, это связано с простой вещью — у государства нет возможности сейчас содержать инфраструктуру в районах с малой плотностью населения. Поэтому дешевле людей переселить», — отмечает Шибутов.
Эксперт выделил хорошие и плохие последствия: «Хорошие — в экономии бюджета, в том, что устраняется чересполосица земель при приватизации. Значит, можно купить целый массив без проблем. В том, что повышается плотность населения и, соответственно, повышается или не падает статус сохранившихся населенных пунктов, снижается нагрузка на ландшафт, люди трудоустроены. Плохие последствия — в том, что снижается число заселенных территорий, что при новой геологоразведке и освоении месторождений скажется на стоимости, часть переселяемых теряют земли, возможно создание земельного дефицита в отдельных селах, часть старожилов могут быть недовольны конкуренцией со стороны переселяемых, возникают районы без государственной власти».
«Но в целом, это часть большого процесса сокращения обжитого пространства в стране, который идет уже 25 лет и который обусловлен изменением экономической и социальной систем. Никаких препятствий ему нет и не будет», — резюмировал политолог.
Напомним, согласно данным Минздрава, «с 2011 года, с начала реализации программы «Дорожная карта занятости 2020», из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом было переселено более 17 тысяч граждан или порядка 5 тысяч семей. В числе переехавших на новое место жительства более 8,4 тысяч граждан трудоспособного возраста, из них уже трудоустроено 6,5 тысяч или 77,3% от общего числа», — говорится в сообщении.
С самой программой можно ознакомиться здесь. В вводной части документа приведен анализ ситуации (по состоянию на 2013 год), которая и стала обоснованием для разработки и реализации программы.
«В сравнении с 2001 годом численность занятого населения увеличилась с 6698,8 тыс. человек до 8507,2 тыс. человек, а уровень безработицы снизился с 12,8% до 5,3% на конец 2012 года. Несмотря на принимаемые меры, в стране:
1) 474,8 тыс. безработных, из которых большинство лиц в возрасте до 34 лет;
2) около 1,1 млн самостоятельно занятых работников, занятых непродуктивным трудом (незарегистрированные самостоятельно занятые работники, лица, занятые производством продукции для собственного потребления в личном подсобном хозяйстве и неоплачиваемые работники семейных предприятий);
3) 2,8 млн занятых не охвачены накопительной пенсионной системой, и не участвуют в системе социального страхования;
4) проблема дефицита рабочих мест имеет особую остроту в сельской местности.
Это связано с сезонным характером работ и узкой производственной базой; неразвитостью транспортной, производственной и коммунальной инфраструктуры; отдаленностью от рынков сбыта; низкой квалификацией населения, проживающего на селе; малодоступностью финансовых услуг (банки второго уровня на селе не представлены)», — говорится в программе.
Далее составители документа обращаются к мировой практике, в которой, отмечают они, для решения такого рода проблем используются активные программы рынка труда. «С учетом возможной адаптации мирового опыта для разрешения существующих проблем и реализации поручений главы государства разработана данная программа», — пишут они.
Программой предусмотрено «повышение территориальной мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателя».
«Переезд участников Программы из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста осуществляется: внутри одного района; из одного района (города областного значения) в другой район (город областного значения) в пределах одной области; из одной области в другую. Критерии для определения населенных пунктов с низким, средним и высоким потенциалом социально-экономического развития разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом по вопросам регионального развития», — говорится в документе.