«При российской поддержке Приднестровье вполне способно стать оазисом современного евразийства», — заявил в ходе состоявшегося в Приднестровском госуниверситете им. Т. Г. Шевченко при поддержке Российского института стратегических исследований (РИСИ) вебинара на тему «Американская идеология и претензии США на глобальное доминирование» глава МИД ПМР Виталий Игнатьев, передает корреспондент ИА REGNUM.

Игнатьев подчеркнул, что в настоящее время против Приднестровья и России ведется «активная гибридная война». В то же время дипломат выступил против рассмотрения ПМР в качестве «осажденной крепости». «На наш взгляд, концепция «осажденной крепости» чревата многими негативными издержками. Поэтому мы предложили российским партнерам свое видение перспектив развития ситуации, в рамках которой Приднестровье могло бы стать частью евразийского интеграционного пространства, близкого нам по духу, истории, культуре и многим другим параметрам. Я говорю о концепции «Евразийского региона «Приднестровье», которая, уверен, не потеряла своей актуальности, даже невзирая на определенные логистические и политические сложности, возникающие в связи с ситуацией на Украине», — сказал глава МИД ПМР.

«Если речь идет об основах, которые будут противостоять либеральной западной идеологии, то, на мой взгляд, Приднестровье, по сути, является живым воплощением таких основ в действии, — продолжил Игнатьев. — Убежден, что фокус российского внимания необходимо сместить к тому мощному потенциалу, который есть у республики, и максимально его использовать. Потенциал общественно-экспертного, медийного, культурного и научного влияния, который способствовал бы усилению позиций России не только в Приднестровье, но во всем региональном пространстве, очень высок. Мы со своей стороны готовы содействовать максимальной его реализации, что, я полагаю, найдет отклик в приднестровском обществе. Это позволит значительно повысить привлекательность Приднестровья как практической модели идеологии, альтернативной западной. Такая поддержка поможет превратить Приднестровье из некоего «региона в осаде», потенциал которого активно блокируется соседними странами в экономическом, финансовом, логистическом и военно-политическом плане, в витрину современного евразийского мира».

Принимавший участие в вебинаре с российской стороны философ и публицист Александр Дугин в своем выступлении заявил, что «стратегически Россия всегда была с Приднестровьем». «Это русский форпост в регионе, сдерживающий интеграцию Молдовы в Румынию и Евросоюз, которая на деле означает распространение либеральной идеологии и постепенный демонтаж национального государства. Именно вследствие этих причин Приднестровская Молдавская Республика не признается Западным миром. Не потому, что она юридически или политически недееспособна, а потому что Приднестровье как образование не вписывается в американскую идеологию, выпадает из нее, препятствует ее распространению», — считает Дугин.

По его мнению, России и Приднестровью «необходимо действовать сообща на пути противостояния американской идеологии». «В данном контексте мы рассматриваем Приднестровье как авангард стратегической, идеологической и геополитической борьбы за многополярный мир, за справедливый миропорядок, право обществ и народов идти своим независимым путем», — добавил он.

Что касается концепции «Евразийского региона «Приднестровье», Дугин высказался в том духе, что «проект обладает существенным позитивным потенциалом для стабилизации ситуации, однако на пути своего практического осуществления столкнулся в России с определенными барьерами субъективного характера». «Вы стоите на этой земле, как забытый солдат на посту, который не получил приказа отступать. Это — пример настоящего русского героизма», — подвел итог Александр Дугин.

ИА REGNUM напоминает, что в октябре 2012 года Министерство иностранных дел ПМР выступило с проектом создания «Евразийского региона Приднестровье». Данная инициатива нашла понимание в МИД России, где её назвали «свежей и заслуживающей большого уважения» и выразили убеждённость, что «если будет правильно сформулирована задача, то и соответствующие регионы Молдавии и Украины также включатся в этот евразийский регион».

26 февраля 2013 года в МИД ПМР прошла первая презентация проекта «Евразийского региона Приднестровье». Как было объявлено в ходе презентации, «Евразийский регион Приднестровье» — это «трансгеографическое образование инновационного типа, основанное на принципах культурно-языкового и исторического единства, производственной кооперации, технологической и экономической общности входящих в его состав экономических территорий».

На практике уже к 2014 году стала очевидной полная бессодержательность идеи «евразийской интеграции» Приднестровья, за которой в действительности скрывается отсутствие политической воли к реальной интеграции ПМР в Россию. Такую интеграцию просто невозможно реализовать в рамках логики признания «территориальной целостности Республики Молдова», которой Москва следует со все более завидной бюрократической дотошностью.

В последующий период времени вопреки мантрам про «евразийскую интеграцию» Россия фактически потеряла Приднестровье экономически: доля РФ в приднестровском экспорте сократилась до 5−7%.

Крах идеи «евразийской интеграции» на фоне отсутствия политической воли в Москве, усиливающейся блокады со стороны Кишинева и Киева и шантажа со стороны ЕС привел к тому, что с 1 января 2016 года Приднестровье фактически вошло в Зону свободной торговли Молдавии с ЕС, согласившись на внедрение европейских техрегламентов, отмену пошлин на товары из ЕС и усиление взаимодействия с госорганами Молдавии в сфере техрегламентов, фитосанитарного и ветеринарного контроля, сертификации продукции, а также в таможенной и в банковской сферах.

А 4 апреля, принимая в Москве министра иностранных дел Молдавии Андрея Галбура, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о необходимости в молдавско-приднестровском урегулировании «переходить от решения простых вопросов к сложным, в том числе определения окончательного статуса Приднестровья в рамках единой, неделимой и нейтральной Молдовы».