Усиление России на Ближнем Востоке обусловлено ограниченным присутствием Запада в регионе. Об этом в интервью французской Libération заявил профессор Высшей школы социальных наук Хамит Бозарслан.

«В ходе сирийского кризиса Кремль продемонстрировал свою способность мобилизовать усилия, проявленные в XVIII и XIX веках — борьбу за выход к теплым морям, реальное присутствие в Средиземном море, а также защиту восточных христиан и православных», — полагает эксперт.

По словам Бозарслана, «Евросоюз и США больше не способны решать вопросы мировой политики», что «позволяет русским взять реванш за поражение в холодной войне». Что касается самой Сирии, то здесь историк предрекает скорый распад государственности, «на руинах которой обоснуются боевики ИГИЛ, Сирийский Курдистан (Rojava) и Алавистан, который будет создан на побережье с включением в свой состав Дамаска, Хомса и, возможно, Алеппо».

«Война в Сирии нашла свое продолжение в Йемене, Ираке, Ливане и Ливии. Каждый из этих конфликтов имеет свою историю, но все они взаимосвязаны друг с другом… Территорию САР уже покинули от 11 до 12 млн граждан. Это половина населения страны! Таким образом, можно предположить, что клан Асада не в состоянии предотвратить распад государства, а его население все больше нуждается в поддержке шиитской общины», — уверен французский историк.

Вот как Бозарслан комментирует курдский вопрос: «Согласно утверждению арабского мыслителя Ибн Хальдуна, историю делают лишь те народы, которые ранее по разным причинам оказывались на ее задворках. Данная формула применима и к курдам. Однако их политические, административные и экономические институты остаются по-прежнему хрупкими. Тем более что Курдистан граничит с Турцией и Ираном… До наступления ИГИЛ в 2014 году иракские и сирийские курды полагали, что насилие вовсе не угрожает их существованию; они примеряли на себе роль древних афинян, но им пришлось стать спартанцами».