г.Москва

  • Утвердить прилагаемый план реализации комплекса мер по реализации Парижского соглашения, принятого на 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (30 ноября — 11 декабря 2015 г., Париж, Франция).

  • Федеральным органам исполнительной власти обеспечить выполнение плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

  • Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании и осуществлении региональных программ учитывать мероприятия, включенные в план.

  • Возложить на Минприроды России осуществление контроля за реализацией плана и представление информации о ходе его выполнения в Правительство Российской Федерации ежегодно, до 1 апреля.

Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев

ПРОЕКТ

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ KOМПЛЕКСА МЕР ПО РАТИФИКАЦИИ ПАРИЖСКОГО СОГЛАШЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

п/п

Наименование мероприятия

Вид документа

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

1.

Оценка социально-экономически последствий ратификации «Парижского соглашения»

Доклад в Правительство Российской Федерации

Октябрь 2018 г.

Минэкономразвития России

Минприроды России

Росгидромет

2.

Определение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координацию работы по реализации климатической политики Российской Федерации

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации

Апрель 2017 г.

Минприроды России

Росгидромет

Рослесхоз

МИД России

Минэкономразвития России

3.

Выработка решений по имплементации Парижского соглашения в рамках работы в составе Специальной рабочей группы по «парижскому соглашению» (СРГ ПС)

Решение СРГ ПС

2016−2018 годы

Росгидромет,

МИД России,

Минприроды России

Минэкономразвития России

4.

Подготовка и вынесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона о ратификации «Парижского соглашения»

Проект федерального закона

Декабрь 2019 г.

Минприроды России

МИД России

Минэкономразвития России

Минэнерго России

Минсельхоз России

Минпромторг России

6.

Подготовка проекта указа Президента Российской Федерации о сокращении выбросов парниковых газов к 2030 году

Проект указа Президента Российской Федерации

Июль 2017 г.

Минприроды России

МИД России

Минэкономразвития России

Минэнерго России

Минсельхоз России

Минтранс России

Минпромторг России

7.

Подготовка плана мероприятий по обеспечению установленного указом Президента Российской Федерации объема выбросов парниковых газов к 2030 году

Проект распоряжения Правительства Российской федерации

Декабрь 2017 г.

Минэкономразвития России

Минприроды России

МИД России

Минэнерго России

Минсельхоз России

Минтранс России

Минпромторг России

8.

Подготовка предложений по внесению изменений в Климатическую доктрину Российской Федерации, утвержденную распоряжением Президента Российской Федерации от 17.12.2009 №861-рп, и комплексный план реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 №730-р

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации

Ноябрь 2018 г.

Минприроды России

Росгидромет

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

9.

Разработка стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации

Июль 2020 г.

Минэкономразвития России

Минприроды России

Росгидромет

Минтранс России

10.

Разработка проекта плана по сокращению выбросов парниковых газов в результате обезлесения и деградации лесов, усиления мер по сохранению, устойчивому управлению и увеличению накопления углерода в лесах

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации

Июль 2017 г.

Минприроды России

Рослесхоз

11.

Разработка модели государственного регулирования сокращения выбросов парниковых газов в Российской Федерации

Доклад в Правительство Российской Федерации

Декабрь 2017 г.

Минэкономразвития России

Минприроды России

Минэнерго России

Минпромторг России

Минтранс России

Минсельхоз России

12.

Подготовка проекта федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов»

Проект федерального закона

Июнь 2018 г.

Минэкономразвития России

Минприроды России

Минэнерго России

Минпромторг России

Минтранс России

13.

Разработка национального плана адаптации к неблагоприятным изменениям климата

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации

Июль 2018 г.

Минприроды России

Росгидромет

Минэкономразвития России

Минтранс России

Минэнерго России

Минсельхоз России

Минздрав России

14.

Совершенствование российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, принятым в г. Монреале 16 сентября 1987 г.

Проект постановления Правительства Российской Федерации

Февраль 2018 г.

Минприроды России

Росгидромет

Минэкономразвития России

15.

Подготовка предложений по корректировке определяемого на национальном уровне вклада, который был сообщен Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 b) решения 1/СР.19 Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (70−75% от уровня 1990 года к 2030 году с учетом поглощающей способности лесов) (в соответствии с руководящими документами, принятыми Конференцией сторон, действующей в качестве совещания Сторон Парижского соглашения в случае принятия федерального закона о ратификации Парижского соглашения)

Доклад в Правительство Российской Федерации

2020 г., но не ранее утверждения руководящих документов

Минприроды России

Росгидромет

Минэкономразвития России

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

16.

Подготовка предложений об участии в финансовых программах РКИК ООН по оказанию помощи развивающимся странам в адаптации и смягчении последствий изменения климата

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации

Декабрь 2016 г.

МИД России

Минфин России

Минприроды России

Росгидромет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации

Проектом распоряжения Правительства Российской Федерации предлагается утвердить план реализации комплекса мер по ратификации «Парижского соглашения», принятого на 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (30 ноября 11 декабря 2015 г., Париж, Франция) (далее — Парижское соглашение).

12 декабря 2015 года решением 21-й Конференции сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (далее — РКИК ООН) принято Парижское соглашение.

Парижское соглашение призвано заменить Киотский протокол к РКИК ООН, срок которого истекает в 2020 году.

Парижское соглашение не содержит цифр, характеризующих обязательства сторон по снижению выбросов парниковых газов.

Глобальная цель по количественным показателям ограничения выбросов обозначена как удержание прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 °C сверх доиндустриальных уровней и приложение усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 °С и повышение способности адаптироваться к изменению климата и содействие сопротивляемости к изменению климата и развитию при низком уровне выбросов парниковых газов.

В Парижском соглашении отсутствует деление средств по целевым направлениям «предотвращение-адаптация», общая сумма средств на 2025 или последующие годы, доля государственных средств и т.п. Цель по выделению с 2020 года 100 млрд. долларов в год климатического финансирования развивающимся странам указана в решении Конференции РКИК ООН, а не в Парижском соглашении.

Парижским соглашением предусмотрены новые обязательства Сторон Соглашения определяемые на национальном уровне вклады, это количественные снижения выбросов, которые каждая Сторона самостоятельно определяет и намерена осуществить в целях достижения долгосрочной глобальной температурной цели.

Российская Федерация направила информацию по своему вкладу в Секретариат РКИК ООН 30 марта 2015 года — сокращение выбросов к 2030 году на 25…30% от уровня 1990 года с учетом поглощающей способности лесов.

Ответственности за недостижение заявленных показателей Соглашение не предусматривает.

Соглашением установлено, что:

каждая Сторона принимает внутренние меры по предотвращению изменения климата для достижения целей таких вкладов;

каждая Сторона сообщает определяемый на национальном уровне вкладраз в пять лет;

в любое время можно скорректировать определяемый на национальном уровне вклад в целях повышения его уровня амбициозности;

сторона должна вести учет своих вкладов. При учете антропогенных выбросов и абсорбции, стороны будут использовать руководящие указания, принятые Конференцией Сторон;

определяемые на национальном уровне вклады, сообщенные Сторонами, регистрируются в публичном реестре, который ведется Секретариатом РКИК ООН.

Согласно решению КС-21, если определяемый на национальном уровне вклад содержит временной график до 2030 года, необходимо будет до 2020 года представить или обновить вклад и делать это раз в пять лет в последующий период в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Соглашения.

Парижским соглашением учреждена глобальная цель по адаптации, заключающаяся в укреплении адаптационных возможностей, повышении сопротивляемости и снижении уязвимости к изменениям климата.

Парижское соглашение предусматривает, что каждая Сторона осуществляет разработку или укрепление соответствующих планов, политики и/или вкладов в адаптацию (формирование и реализация национальных планов в области адаптации; оценка воздействий изменения климата и уязвимости в целях формулирования приоритетных действий, осуществление мониторинга и оценки планов, политики, программ и действий в области адаптации, диверсификация экономики и устойчивое управление природными ресурсами).

Стороны обязаны представлять в Секретариат РКИК ООН и периодически обновлять сообщение по вопросам адаптации (в составе других национальных сообщений, включая национальный план в области адаптации, определяемый на национальном уровне вклад, или отдельное национальное сообщение).

Сообщения Стран по вопросам адаптации регистрируются в публичном реестре, который ведется Секретариатом РКИК ООН.

В Соглашение введена отдельная статья 5, посвященная лесам.

Пункт 1 обязывает все страны «…предпринимать действия по охране и повышению качества, в соответствующих случаях, поглотителей и накопителей парниковых газов., включая леса».

На первом совещании сторон Соглашения будут приняты документы, детализирующие правила, единые подходы, методики учета поглощения CO2 лесами и другими наземными экосистемами, а также степень «свободы» стран в выборе для себя конкретного подхода или методики.

Парижское соглашение будет открыто для подписания с 22 апреля 2016 г. по 21 апреля 2017 г. После подписания страна может ратифицировать, принять, одобрить или присоединиться к Парижскому соглашению.

Предполагается, что Генеральный секретарь ООН созовет церемонию высокого уровня для подписания Парижского соглашения 22 апреля 2016 года.

Парижское соглашение вступит в силу на тридцатый день после того, как не менее 55 Сторон Конвенции, на долю которых, по оценкам, приходится в совокупности как минимум 55% общих глобальных выбросов парниковых газов, сдадут на хранение свои документы о ратификации, принятии, одобрении или присоединении.

Для каждого государства Парижское соглашение вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение их документов о ратификации, принятии, одобрении или присоединении.

Для реализации указанных решений необходимо выполнение комплекса мер, включающих как корректировку действующих и подготовку новых стратегических документов, определяющих государственную политику в области изменения климата, так и разработку модели государственного регулирования сокращения выбросов парниковых газов в Российской Федерации и соответствующего нормативно-правового регулирования, а также совершенствования российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов.

Кроме того, учитывая, что в настоящее время не определен федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в данной области, необходимо принятие такого решения.

Реализация принимаемого решения не имеет финансовых и иных последствий для федерального бюджета и не оказывает влияния на макроэкономические показатели развития страны и на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных догов в Российской Федерации.

№03−13−53/4652

10.03.2016