Размещение Узбекистаном бронетехники и постов с военнослужащими-пограничниками на несогласованном участке киргизско-узбекской границы — это вторжение на территорию Киргизии. Об этом заявил спецпредставитель киргизского правительства по приграничным вопросам Курбанбай Искандаров сегодня, 24 марта, в ходе пресс-конференции.

По словам чиновника, узбекская сторона не имела права выставлять своих силовиков на неделимитированной части границы, которая де-факто находится в пользовании Киргизии.

«Есть договоренность с Узбекистаном в рамках протокола №13 о том, что до окончания делимитации границ никакие работы на границе не проводятся. Однако узбекская сторона оборудовала инженерными сооружениями около 600 км границы без согласования с нами. Они натянули колючую проволоку со столбами, прорыли траншеи шириной в 4 м и глубиной 3−4 м. Были случаи, когда эти сооружения установили на территории Киргизии. Мы эти участки выявили, Узбекистан вынужден был перенести сооружения на свою территорию», — пояснил он.

Говоря о том, почему власти Узбекистана приняли решение о размещении своих блокпостов на спорном участке границы, представитель правительства Киргизии сообщил, что версия узбекской стороны об обеспечении безопасности в период празднования Нооруза является необоснованной, поскольку узбекские военные не убрали своих военных с границы до сих пор. Истинной же причиной, по мнению киргизских властей, стал тот факт, что Киргизия начала принимать на свой баланс объекты, находящиеся на ее территории.

«В том числе и Орто-Токойское водохранилище, которое в Узбекистане называют Касансайским. Оно расположено на территории Киргизии, внутри Ала-Букинского района. Здесь никаких вопросов о том, кому оно принадлежит, не должно быть. Этот объект не имеет статуса приграничного участка. Когда мы приняли это водохранилище на свой баланс, то узбекская сторона вдруг заявила о необходимости провести там ремонт, просили пропустить туда свое оборудование, технику, людей для производства работ на этом объекте. Мы ответили, что обследуем водохранилище, если будет необходимость, то сами проведем ремонт, а потом представим отчет по затраченным финансам, так как водой из этого водохранилища пользуется Узбекистан», — отметил он.

Курбанбай Искандаров также сообщил журналистам о том, что правительство страны проводит работу по возвращению в собственность Киргизии объектов, находящихся на киргизской территории, но при этом использующихся Узбекистаном.

«На то есть законные основания. Между Киргизией, Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном и Туркменией еще в 1990-е годы подписано соответствующее соглашение. В соответствии с ним, если объект был построен на средства из бюджета СССР, он переходит в собственность той страны, на чьей территории расположен. Узбекистан все объекты на своей территории уже принял в свою собственность, а Киргизия только начинает эту работу», — подчеркнул он.

Также чиновник рассказал о том, как правительство Киргизии проводит переговоры по разграничению линии киргизско-узбекской границы, и почему работа в этом направлении была временно приостановлена.

«Там, где границы по документам совпадали, процесс описания закончен. По договоренности президентов поручено подготовить проект договора по согласованным и утвержденным участкам границы. Мы эту работу сделали и предложили признать делимитацию 1454,9 км границы. Однако Узбекистан предложил утвердить всего 701 км. Мы обратились к ним за разъяснениями, почему они не включают все утвержденные межправкомиссией участки, но ответа так и не получили. По инициативе узбекской стороны временно приостановлена работа по определению линии госграницы. Мы четырежды обращались за объяснениями, почему они так решили, но ответа нет», — подытожил он.

ИА REGNUM напоминает, что 18 марта 2016 года, Узбекистан перебросил на один из спорных участков киргизско-узбекской границы 2 бронетранспортера и около 40 военнослужащих-пограничников, объяснив свои действия мерами по усилению безопасности в период празднования Нооруза. В ответ на это Киргизия перебросила на границу 2 БТР и дополнительные силы пограничников, потребовала от узбекских властей прекратить противоправные действия и обратилась в ОДКБ за помощью в разрешении данного конфликта. Отметим также, что политическая оппозиция Киргизии выразила намерение обратиться с аналогичной просьбой к президенту России Владимиру Путину.