Специальный представитель премьер-министра Грузии по вопросам взаимоотношений с Россией Зураб Абашидзе еще раз напомнил всем, что формат его встреч с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным, которые проходят обычно в Праге, — неформальный диалог, в ходе которого никакие решения не принимаются и никакие документы не подписываются.

Так Зураб Абашидзе по возвращении с очередной встречи в Праге прокомментировал те заявления грузинских политиков, в которых осуждалась его позиция в переговорах с Карасиным и говорилось о необходимости либо пересмотра, либо отмены этого формата.

«Те вопросы, о которых мы в режиме неформального диалога говорим в Праге, мы затем привозим в Тбилиси и Москву, где должны принять решение по тем сферам, о которых мы беседовали», — пояснил спецпредставитель премьера, подчеркнув, что его мандат четко расписан на основании распоряжения премьер-министра и предусматривает неформальный диалог по темам торгово-экономических, транспортных взаимоотношений и гуманитарным проблемам.

По его словам, в ходе диалога они иногда делают комментарии по тем или иным острым темам, в том числе он сам не раз делал личное заявление в связи с процессами в Абхазии и Южной Осетии, а на последней встрече зафиксировал позицию грузинской стороны в связи с событиями в селе Джариашени, в окрестностях которого ведется строительство дороги.

«Но комментарии по тем или иным вопросам не означают рассмотрения тех вопросов, которые обсуждаются в Женевском формате», — заявил Абашидзе.

Он подчеркнул, что всю информацию о переговорах с Карасиным предоставляет руководству 15 различных ведомств, поэтому все структуры в курсе обсуждаемых на этих встречах тем. Формат такого диалога с Россией поддерживают зарубежные партнеры Грузии, сообщил Зураб Абашидзе.

Отвечая на призывы отменить или пересмотреть этот формат, спецпредставитель премьера предложил авторам таких заявлений спросить об этом у населения Грузии — фермеров, виноделов и виноградарей, людей, трудоустроенных в сферах транспорта и туризма, а также представителей финансового сектора. Зураб Абашидзе уверен, что они объяснят, что именно принес стране и им лично этот формат.

«До введения этого формата население Грузии жило в условиях ежедневного ожидания насилия. Мы сумели уменьшить напряженность в отношениях с Россией, возникшую после войны 2008 года и признания независимости Абхазии и Южной Осетии. И это снижение напряженности стало фактором роста инвестиционной привлекательности, увеличения объемов инвестиций и потока туристов», — отметил Зураб Абашидзе.

По его же оценке, в немалой степени благодаря этому формату Грузия сумела заключить соглашение об ассоциации с ЕС, добиться завершения процесса визовой либерализации, а сейчас успешно движется дальше по пути евроинтеграции.

Резкие заявления о необходимости отмены или пересмотра формата Абашидзе-Карасин после очередных заявлений Григория Карасина в адрес Грузии в Праге сделали представители «Единого национального движения», «Свободных демократов», а президент Грузии Георгий Маргвелашвили заявил, что если бы от Грузии в переговорах в Праге участвовал его специальный представитель, от бы давал на комментарии Григория Карасина совсем иные ответы. При этом президент не уточнил, как именно отвечал бы Карасину его представитель.