Юная жительница Красноярска была присуждена к штрафу за оправдание терроризма и призывы к осуществлению террористической деятельности. Как сообщили в прокуратуре Красноярского края, 14 марта прошлого года 19-летняя девушка разместила в соцсети изображение сцены казни американского журналиста Николаса Берга международным террористом Абу Мусаб аз-Заркави — лидером террористической группировки «Мунтада аль-Ансар», признанной террористической и запрещенной на территории Российской Федерации.

«Ее авторский комментарий казни путем отрезания головы содержал призывы к совершению террористической деятельности, оправданию и обоснованию терроризма, ее высказывания обосновывали и оправдывали совершение террористической деятельности, могли привести к совершению преступлений террористической направленности», — говорится в сообщении прокуратуры.

Приговором Московского окружного военного суда от 16 марта 2016 года девушка была осуждена за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205.2 УК РФ. Размер наложенного штрафа составил 45 тыс. рублей. Государственное обвинение было поддержано прокурором Красноярского края.

В беседе с ИА REGNUM кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Сибирского федерального университета (СФУ) Дмитрий Труфанов рассказал о том, почему определенная часть российской молодежи испытывает симпатии к терроризму. По его словам, это серьезный признак кризиса общепринятой системы ценностей.

«Я думаю, что это вопрос привлекательности ценностей. В советской стране была ясная и четко проявленная в массовом сознании идеология, молодежи предъявляли вполне конкретные ценности, которые были для молодых людей привлекательными. Сегодня такой идеологической работы нет, и молодежь вынуждена искать свои ценности в окружающей действительности», — сказал он.

Причем, говоря об общепринятой системе ценностей, приходится говорить даже не о «патриотизме», который зачастую отдает казенщиной, а о культе потребления, который для современной молодежи и является самой массовой, базовой идеологией.

«Специалисты нашей кафедры в течение ряда лет проводили исследования концепций жизненных перспектив молодежи. Мы спрашивали молодежь о том, кем бы они хотели быть через 10 лет, и в их ответах проявлялись те ценности, на которые они ориентировались. Так наиболее распространенной оказалась престижно-потребительская концепция. Она на протяжении уже более полутора десятков лет фиксируется в ценностных ориентациях нашей молодежи», — пояснил эксперт.

Та же часть молодежи, которая не хочет ориентироваться на чистое потребительство, ищет чего-то большего, оказывается в определенном идеологическом вакууме, поскольку ценности иного порядка не представлены достаточно очевидно в информационном поле. И здесь возможны рецидивы.

С другой стороны, по мнению социолога, терроризм оказывается привлекателен потому, что он ассоциируется с культом силы и вседозволенности. «Идет процесс стихийной социализации. Молодежь ищет ценности, которые позволили бы ей самоутвердиться. И зачастую террористические организации воспринимаются молодыми людьми как сообщества сильные, независимые, способные влиять на социальный процесс и утверждать свою власть», — сообщил Дмитрий Труфанов.

В ситуации экономического кризиса и социальной нестабильности, когда потребление оказывается для большинства молодежи недоступным, спрос на «альтернативные ценности» разного толка закономерно растет.