Венецианская комиссия Совета Европы призвала Россию внести поправки в закон о Конституционном суде, ряд положений которого эксперты комиссии сочли несовместимыми с международными обязательствами России. Соответствующий документ опубликован на официальном сайте организации, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

«Полученное Конституционным cудом России право выносить постановления о «невозможности исполнения» международных решений, включая постановления Европейского суда по правам человека, несовместимо с международно-правовыми обязательствами России», — говорится в заключении экспертно-консультативного органа Совета Европы по конституционному праву.

В документе отмечается, что «неспособность Конституционного суда устранить противоречия между Конституцией и международными решениями не освобождает государство от обязанности исполнять международные решения». «Российской Федерации необходимо использовать диалог, а не односторонние меры», — подчеркнула Венецианская комиссия.

По мнению экспертов, российской стороне следует рассмотреть возможность внесения поправок закон о Конституционном суде с учётом мнения комиссии. В частности, в федеральном конституционном законе предлагается закрепить «обязанность российских властей находить альтернативные способы исполнения международного решения», а также определить, что «меры индивидуального характера, излагаемые в постановлениях Европейского суда, например, выплата справедливой компенсации, не могут быть предметом оценки конституционности». Положение о «возможности исполнения решения» в документе предлагается заменить на «совместимость с Конституцией РФ средства исполнения международного решения».

Как передавало ИА REGNUM, президент России Владимир Путин 15 декабря 2015 года подписал закон, наделяющий Конституционный суд новым полномочием — признавать невозможным исполнение в России решений международных судов, если они нарушают принцип верховенства Конституции.

Согласно закону, основанием для рассмотрения Конституционным судом подобных дел может служить обнаружившаяся неопределённость в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа, основанного на положениях соответствующего международного договора России, в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с Конституцией.