Экс-президент Румынии Траян Бэсеску считает, что Молдавия и Украина никогда не станут членами Европейского союза, а те, кто обещают гражданам обратное, — лгут. В интервью изданию Timpul Бэсеску заявил, что Молдавия и Украина, как и Белоруссия, могут иметь «партнерство» с ЕС, но «ни ни в коем случае не станут членами».

«С сожалением говорю это. Но приоритет ЕС связан с интеграцией Балкан, и в ближайшие 30 лет никто не будет пересматривать карту интересов Евросоюза в этом отношении», — сказал бывший румынский лидер.

При этом, заметил он, Молдавия единственная из этих стран, имеющая «европейскую альтернативу» в виде объединения с Румынией. «Это единственная жизнеспособная альтернатива для молдавских граждан», — считает Бэсеску. Такое решение, по его словам, может быть принято парламентами двух стран даже без всенародного референдума. В качестве примера того, как в последние десятилетия менялись границы в Европе, он указал на разделение Чехословакии и объединение Германии.

Экс-президент считает, что если парламенты Молдавии и Румынии примут решение об объединении, никто из великих держав не станет ему противиться. При этом он подчеркнул, что в таком случае «Румыния не имеет права требовать расширения границ за Днестр», то есть на территорию Приднестровья. «Хочу быть максимально честным: Румыния не станет импортировать российские войска на свою территорию», — сказал Бэсеску. Он добавил, что претендовать на территории за Днестром у Бухареста нет никаких исторических оснований.

На прямой вопрос, стоит ли Молдавии «отказаться» от Приднестровья ради объединения с Румынией Бэсеску ответил: «Мы не должны себе лгать, если хотим быть реалистами».

Траян Бэсеску рассказал, что в период двух президентских мандатов дважды официально встречался с президентом России Владимиром Путиным, а также много раз беседовал с ним неофициально в ходе различных международных саммитов, на которых места президентов РФ и Румынии нередко оказывались по соседству. В дискуссиях, по его словам, практически всегда затрагивалась тема Молдавии.

В то же время Бэсеску отказался сказать, что именно говорил ему на этот счет Путин, поскольку считает это некорректным. Президента РФ он охарактеризовал, как «очень сильного политика, с которым, однако, можно говорить».

Справка ИА REGNUM :

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, «Республика Молдова» является «вторым румынским государством», молдаване — «румынами», молдавский язык — «румынским». При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики «Республики Молдова», румынами себя назвали 2,2% жителей республики, молдаванами — 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% — румынский.

Между тем сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских «румынах» искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии — в Валахии и Молдавии — во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина — в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 г. и с 1941 по 1944 г. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий «румынами» и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.