Юань

В минувшую пятницу 4 марта председатель Центрального Банка России Эльвира Набиуллина представила правительству документ под длинным и витиеватым названием «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016—2018 годов». Документ тут же был раскритикован как некоторыми членами правительства, так и прессой. Основной причиной критики было отсутствие в документе целевых показателей, выраженных в цифрах.

Однако нужны ли эти конкретные цифры? Тем более странно слышать подобную критику со стороны членов правительства, которое регулярно не может точно спрогнозировать собственные целевые показатели, как например бюджет, и тем более выполнить их. Кстати сказать, сам ЦБ объясняет, почему нет целевых показателей:

«Настоящий документ не включает прогнозные количественные показатели развития российского финансового рынка. Это соответствует наметившейся тенденции по сокращению горизонта прогнозирования макропоказателей, а также международной практике отказа от количественных ориентиров развития финансового рынка в пользу оценки степени выполнения запланированных стратегиями мероприятий. Банк России намерен в плановом периоде продолжить разработку качественной модели прогнозирования развития финансового рынка в целом и его отдельных сегментов».

Изучая же полностью доклад регулятора, можно сделать один важный вывод: Банк России, как имеющий полномочия мегарегулятора, контролирующего не только банковскую и денежную систему, но и полностью весь финансовый рынок, будет расширять возможность финансирования экономики страны, через развитие рынка облигаций, и производных от них финансовых агрегатов. «Приоритетным направлением развития финансового рынка, от успеха которого зависят результаты функционирования системы рефинансирования Банка России, развитие срочного рынка, стабильность денежного рынка и инвестиционный результат отрасли негосударственного пенсионного обеспечения и страхования жизни, является развитие рынка облигаций», — сказано в докладе.

Поиск новых возможностей финансирования связан не только по вышеозначенным причинам, но и вполне конкретной ситуацией. сложившейся на кредитном рынке. Основным источником финансирования предприятий в России является банковский кредит. Однако в современных условиях банки не способны обеспечить ни развития предпринимательства, ни экономический рост. И на это есть как объективные финансово-экономические причины, так и субъективные — проблемы банковского менеджмента и управления банковской отраслью в целом. Выделим некоторые из них:

Первое. Российские банки, их управление, подвержены общей российской болезни — «перестраховщина», банковские чиновники предпочитают не дать кредит, чем взять на себя ответственность. В результате, банковская система излишне забюрократизированна, в ней процветает кумовство и взяточничество. Чему ещё и способствует нынешняя политика Центробанка, который постоянно ужесточает или обещает ужесточить требования к капиталу, к методике формирования резервов, воздействуя, таким образом, на риск-менеджмент коммерческих банков.

Второе. Высокие процентные ставки. 11% ключевая ставка, установленная Банком России, является ориентиром для стоимости банковского кредита. Банки же выдают кредит не под 11% и даже не под 12 или 15%, предприниматели счастливы, если они получат кредит в районе 18−20% годовых. Но если завтра регулятор понизит ставку, скажем до 5%, на доступность кредитов и увеличение денег в реальных секторах экономики это мало повлияет. Дело в том, что торговые и финансовые операции приносят гораздо больший уровень доходности, чем производство, а в российских условиях, так являются ещё и более надёжными. В итоге: резкое понижение ключевой ставки приведёт к тем же результатам, что и программы количественного смягчения в США (спекулятивный рост активов), только с российской спецификой.

Третье. Несмотря на все трудности, сложившиеся на кредитном рынке, эксперты указывают на высокую закредитованность российских компаний. В некоторых секторах, например строительство, среднее соотношение долга к EBITDA составило четыре раза. Такая же ситуация и в ряде других секторов. Самыми же закредитованными предприятиями страны являются: «Роснефть», «Газпром», РЖД, «Транснефть», «Русал».

Рынок облигаций должен создать новые каналы вливания ликвидности в обход банковской системы, в которой образовался огромный тромб, не позволяющий деньгам — крови экономики — нормально течь. При этом в докладе регулятор очертил примерный круг источников финансирования облигационного рынка — это пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды.

Для привлечения иностранного капитала ЦБ предлагает выпустить на внутреннем рынке облигации, номинированные в иностранной валюте, в том числе и в юанях. Однако такой шаг опасен, он будет способствовать сохранению долларизации или юанизации экономики и ограничит влияния рубля.

Отдельно и достаточно подробно регулятор остановился на привлечении средств граждан на финансовый рынок. Однако сам регулятор признаёт, что россияне мало инвестируют в финансовые инструменты. Тех же, кто имеет накопления, согласно статистике чуть более 30% населения, предпочитают держать их на банковских депозитах. Регулятор объясняет это низким уровнем финансовой грамотности граждан и предлагает целый комплекс мер по массовому финансовому образованию. Однако проблема не сколько в безграмотности, сколько в отсутствии достаточно свободной денежной массы у населения.

Банк России предлагает наряду с усилением контроля над рынком, упростить финансовую систему. Регулятор тем самым планирует увеличить количество финансовых посредников, число которых за 10 лет сократилось на треть, и облегчить выход новых финансовых инструментов на рынок.

Предложения ЦБ — это попытка найти новые решения в сложившейся ситуации. Сам регулятор признаёт кризис финансового рынка. Но как показывает современная история, любые заверения о либерализации того или иного сектора экономики в конечном итоге, приводе к ещё большей его забюрократизированности. К сожалению, в докладе мало говорится о механизмах исправления ситуации в управлении самим рынком, ничего не говорится о конкретных шагах по отмене сотен и сотен порой противоречащих друг другу нормативных актов, изданных всевозможными государственными ведомствами — от налоговой инспекции до самого Банка России.

Если в управлении рынком ЦБ не наведёт порядок, все его благие намерения приведут к обратным результатам. Уже сейчас бизнес ищет альтернативные схемы финансирования, которые не попадают под бюрократическую регуляцию Центробанка. При этом законодательная база позволяет уже сейчас создавать необходимые финансовые агрегаты, однако эта сфера деятельности находится в так называемой серой зоне.