Взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов не являются скрытым налогом, их можно сравнить со страховкой. Об этом сегодня заявил представитель Государственной думы в Конституционном суде РФ Дмитрий Вяткин («Единая Россия») в ходе рассмотрения дела о конституционности законов, установивших эти взносы, передает корреспондент ИА REGNUM.

Как раз на обратном утверждении настаивают заявители, две фракции депутатов Госдумы, которые считают взносы на капремонт неправомерным налогом, противоречащим Основному закону страны. К тому же, по их мнению, система «общего котла» нарушает права граждан, так как они перечисляют в региональный фонд деньги, на которые фактически будут ремонтировать чужое имущество.

Но, по мнению Дмитрия Вяткина, взносы на капремонт можно сравнить со взносами обязательного медицинского страхования.

«Когда речь идет о медицине и лечении, мы же не говорим, что каждый платит только за себя? Взнос за капремонт можно сравнить со взносами в другие фонды, с помощью которых государство исполняет свои социальные обязательства перед гражданами, в этом случае — конституционное право на жилище. Версия о том, что взносы на капремонт — это налог, не выдерживает никакой критики. Налоги платят в бюджет», — подчеркнул Вяткин.

Представитель Госдумы обратил внимание, что заявители требуют, чтобы каждый россиянин платил только за себя, но дают уклончивые ответы на вопрос, «кто должен помогать ремонтировать те дома, деньги на которые не собраны, жители которых не смогли сорганизоваться по самым разным причинам». Он считает этот вопрос политическим.

«Всем очевидно, что средств бюджета — федерального и региональных — явно недостаточно, чтобы отремонтировать огромное количество домов. Отсюда и возникает этот политический момент, когда все понимают, что проблему решать надо, денег в бюджете нет, но при этом заявляют, что каждый собственник обязан содержать свое имущество, чужое — не обязан, а если денег не хватает — тогда помочь должен бюджет», — полагает представитель Госдумы.

Читайте ранее в этом сюжете: В КС депутат сравнил власти с наперсточниками в связи с делом о капремонте

Депутаты, которые протестуют против закона о взносах на капремонт, также отмечают, что, согласно статье 16 закона о приватизации от 1991 года, государство было обязано выполнить первый капремонт каждого приватизированного жилища за собственный счет, но фактически не сделало этого и спустя 25 лет перекладывает свои обязательства на население. Однако, по словам Дмитрия Вяткина, в начале 1990-х годов не существовало реестра домов, требующих ремонта, так что определить сейчас границы обязательств властей невозможно. В связи с этим невозможно и требовать исполнения этих обязательств.

«Оценить, сколько жилья на момент принятия закона о приватизации требовало капремонта, сейчас не представляется возможным, не было такого учета. Были только реестры аварийных домов, но там не разрешали приватизировать квартиры», — подчеркнул Вяткин.

По его словам, Госдума признает, что система взносов за капремонт требует усовершенствования, однако закон не нарушает Конституцию.

Напомним, 3 марта КС РФ рассматривает вопрос о соответствии Основному Закону обязательных взносов в фонды капитального ремонта. С жалобами на закон обратились две группы парламентариев — от КПРФ и «Справедливой России». Они считают антиконституционными часть 1 статьи 169, части 4, 7 статьи 170, часть 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ.

Речь идет о поправках, принятых в 2012 году, которые обязывают всех собственников жилья в многоквартирных домах каждый месяц платить взносы за капремонт общего имущества. Регионы создали уполномоченные компании — операторы капремонта. Жильцы могли выбрать один из двух вариантов финансирования: вносить деньги на специальный счет только на ремонт своего дома либо перечислять их региональному оператору в «общий котел», из которого будет финансироваться общая программа.

Депутаты считают взносы на капремонт дополнительным, неправомерным налогом. По их мнению, первоначальный капремонт домов с приватизированным жильем должно производить государство согласно закону о приватизации от 1991 года.