«Вполне вероятно, что Путин и Лукашенко обсуждали рост интереса ЕС к Белоруссии и ту степень сближения Минска с Западом, на которую в Москве готовы закрывать глаза», — заявил 25 февраля корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Николай Радов, оценивая итоги состоявшегося в Минске заседания Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии.

president.gov.by
Александр Лукашенко и Владимир Путин. 25 февраля 2016 года

Накануне заседания были известны проблемные вопросы, которые могли быть обсуждены в ходе заседания ВГС или кулуарно. Владимир Путин и Александр Лукашенко разочаровали многих наблюдателей: ни вопрос выделения финансовой помощи Белоруссии, ни размещения в Белоруссии российской военной авиабазы не только не опубликованы в перечне принятых документов, но даже не проговорены в выступлениях перед прессой. Лишь госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота решился ответить на непростые вопросы, заявив, что вопрос оказания Белоруссии финансовой помощи на заседании не обсуждался, но мог обсуждаться кулуарно.

«Встреча в Минске не предполагалась как место для обсуждения вопросов по кредиту. Если таковые и решались, то «в сочах», но не в Минске, — сказал Радов. — Сегодня было лишь красивое и формальное подтверждение того, что Союзное государство ещё живёт — пусть и не совсем полноценной жизнью, но всё же».

«Об этом говорят те абсолютно незначительные документы, которые были сегодня подписаны, — отметил белорусский политолог. — Собирать для этого заседание ВГС, мягко говоря, странно. А все остальные вопросы можно было обсудить и без официоза, как это было раньше».

По мнению эксперта, Кремль готов наблюдать за сближением официального Минска с Западом, если это является альтернативой предоставления номинальному союзнику многомиллиардной помощи. «Это делается Кремлём вместо кредитов», — уверен эксперт.

«Беларуси предложено самой выкарабкиваться из ямы, но под присмотром России и при помощи европейских финансовых институтов», — констатировал Радов.

По его мнению, «о российской военной авиабазе вряд ли сегодня говорили, ибо этот вопрос пока не актуален ни для Минска, ни для Москвы». Таким образом, отметил он, долгожданный визит не принёс сенсаций и не может считаться поводом для торжеств.