24 февраля в резиденции президента Армении между Республиканской партией Армении и партией «Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн» было заключено Соглашение о политическом сотрудничестве. От Республиканской партии Армении его подписал заместитель председателя РПА Армен Ашотян, от Армянской Революционной Федерации Дашнакцутюн — представитель Верховного органа АРФД в Армении Агван Варданян.

ИА REGNUM приводит полный текст подписанного документа.

I. Общие положения

Республиканская партия Армении и партия «Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн»,

— исходя из настоятельной необходимости преодоления внутренних и внешних вызовов Республики Армения совмещением потенциала двух партий,

— имея целью укрепить безопасность и демократическую стабильность Республики Армения и Арцаха, обеспечить ускоренное развитие страны, улучшить морально-психологическую атмосферу в обществе,

— учитывая данные изменениями в Конституцию Республики Армения возможности и обязательства конституциализации общественной жизни,

— руководствуясь подходами, зафиксированными во Всеармянской декларации 100-летней годовщины Геноцида армян,

— принимая за основу подходы, изложенные в речи Президента Республики Армения от 12 февраля 2016 года, а также общность первоочередностей политической повестки дня Республиканской партии Армении и Армянской Революционной Федерации Дашнакцутюн,

— совместно принимая ответственность за реализацию программ Правительства Республики Армения,

Заключают настоящее Соглашение о политическом сотрудничестве во имя суверенного, демократического, социального, правового государства.

II. Стратегические направления политического сотрудничества

1. Осуществить неотложные шаги, вытекающие из Конституции РА, измененной референдумом 6 декабря 2015 года.

1.1. В общественно-политической сфере:

1.1.1. Продолжить реформирование системы, гарантирующей права и свободы человека, обеспечивая незыблемость достоинства человека и полноценную реализацию принципа верховенства права.

1.1.2. Новым Избирательным кодексом и новым законом о референдуме гарантировать организацию и проведение свободных, пользующихся доверием общества выборов и референдумов, применение конституционных норм непосредственной демократии.

1.1.3. Новым законом о партиях способствовать конкуренции между политическими силами, углублению атмосферы терпимости и сотрудничества, укреплению многопартийной системы и развитию внутренней демократии, обеспечить равные правовые возможности для деятельности партий.

1.1.4. Новым Судебным кодексом и новым законом о Конституционном суде укрепить правовые гарантии деятельности независимой и беспристрастной судебной системы.

1.1.5. Новым законом «Регламент Национального Собрания» обеспечить эффективную деятельность законодательного органа, гарантируя балансирующую-противовесную политическую функцию оппозиции.

1.1.6. Пересмотреть административно-территориальное деление Республики Армения и сформировать гарантирующие устойчивое развитие, ответственные и эффективные системы территориального управления и местного самоуправления.

1.1.7. Повысить эффективность, отчетность и уровень ответственности деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, использования общественных финансов.

1.1.8. Обеспечить полноценное применение конституционного принципа, заключающегося в правовом ограничении общественной власти и бесперебойную деятельность цепочки функция-институт-полномочие-ответственность.

1.1.9. Задействовать целостную систему выявления и предотвращения возможных случаев столкновения интересов, неизбежного привлечения к ответственности за незаконную деятельность, разделения бизнеса и общественной власти.

1.1.10. При действенном участии гражданского общества и оппозиции сформировать эффективную систему борьбы с коррупцией. Законом пересмотреть функции, полномочия и ответственность Комиссии по этике высших должностных лиц.

1.1.11. Проводить соответствующую критериям профессионализма и общественного доверия кадровую политику, постоянно широко привлекая молодежь в дело управления государством.

1.1.12. Продолжать совершенствовать деятельность административных органов, в том числе регламенты и процедуры, относящиеся к механизмам взыскания установленных обязательных платежей и штрафов, при необходимости посредством дополнительных законодательных регулирований, особенно единого и последовательного применения законов, на практике обеспечивая конституционные права соразмерности администрирования, надлежащего администрирования, включая право быть услышанным, в контексте конституционных требований, касающихся ограничения прав, в том числе в контексте принципа незыблемости и определенности сущности основных прав и свобод.

1.2. В социально-экономической сфере:

1.2.1. В основу экономической политики заложить социальную рыночную ориентацию. Посредством структурных реформ продолжить улучшать и повышать степень конкурентоспособности экономики Армении.

1.2.2. Прилагать совместные усилия в направлении эффективной реализации основных целей, предусмотренных статьей 86 Конституции Республики Армения с изменениями 2015 года.

1.2.3. Повысить качество и результативность управления государственной собственностью и предоставления общественных благ, уровень защиты прав собственности и инвестиций.

1.2.4. Проводить активную антимонопольную политику и на практике гарантировать свободное предпринимательство, экономическую деятельность и конкуренцию.

1.2.5. Стимулировать формирование накоплений, привлечение инвестиций, создание рабочих мест, осуществлять программы пропорционального и устойчивого развития, пересмотреть налоговую политику.

1.2.6. Повысить степень драмизации экономики, в сельском хозяйстве, малом и среднем бизнесе посредством системных решений снизить зависимость от дорогих и выраженных в валюте кредитов, от социального сельского хозяйства сделать переход к промышленному сельскому хозяйству.

1.2.7. В основу улучшения условий труда, социального обеспечения и охраны здоровья заложить достойное существование личности, сокращение бедности, корпоративную социальную ответственность, параллельное функционирование государственной обязательной и добровольной страховой систем.

1.2.8. Постоянно повышать качество образовательной системы, степень самоуправления высших учебных заведений, их академических и исследовательских свобод, развивать фундаментальные и прикладные науки, усиливать связь между рынком труда и образовательной системой, превратить предоставление качественных образовательных услуг в конкурентное преимущество экономики Армении в регионе.

1.2.9. Действенными шагами способствовать повышению роли женщин во всех сферах жизнедеятельности государства, стимулированию фактического равенства между женщинами и мужчинами.

1.2.10. Продолжать следить за сохранением и интернационализацией национального культурного наследия, развитием искусств.

2. Активной демографической политикой, реализацией многоцентричных программ и программ пропорционального развития способствовать росту численности населения.

3. Развивать и укреплять системы безопасности Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики.

4. Продолжить предпринимать усилия в направлении повышения международного авторитета Армении, укрепления армянской государственности, углубления роли и участия армянской диаспоры в деле сохранения армянства и организации репатриации.

III. Порядок организации политического сотрудничества

1. Поле политического сотрудничества охватывает все внутренние и внешние сферы жизни государства.

2. Стороны политического сотрудничества руководствуются взаимным уважением, взаимопониманием, терпимостью, подходами к решению разногласий путем переговоров и обсуждений, с осознанием полной ответственности за деятельность органов общественной власти и должностных лиц.

3. Стороны политического сотрудничества обязуются:

3.1. В соответствии с направлениями сотрудничества проводить обсуждение проектов концептуального и стратегического значения с целью формирования единой позиции.

3.2. Прилагать совместные усилия в направлении повышения эффективности государственного управления и укрепления общественного доверия к нему, в том числе при принятии решений, относящихся к структуре, порядку деятельности и кадровой политике Правительства.

3.3. По предложению одной из сторон сотрудничества делать предметом обсуждения любой вопрос, относящийся к деятельности Национального Собрания и Правительства.

3.4. Обеспечивать реализацию достигнутых в рамках сотрудничества договоренностей на разных уровнях и в разных звеньях власти.

4. С целью обеспечения результативности работ политического сотрудничества, регулярных межпартийных контактов и сопоставления точек зрения формируется Совет по сотрудничеству. Деятельность Совета осуществляется посредством заседаний, которые созываются с регулярной периодичностью.

5. Разногласия сторон сотрудничества решаются путем консультаций. Точки зрения сторон относительно результатов консультаций могут оглашаться и комментироваться при взаимном согласии сторон. При возникновении непреодолимых разногласий любая из партий, письменно проинформировав другую сторону, может приостановить политическое сотрудничество.