О задержании председателя правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева и его сына, генерального директора ведущего информационного агентства КазТАГ Асета Матаева, сообщила президент международного фонда защиты слова «Адил соз» Тамара Калеева на экстренной пресс-конференции в Алма-Ате.

По словам Калеевой, лидера журналистского сообщества страны, вице-президента Конфедерации журналистских союзов стран СНГ и Прибалтики, председателя правления Союза журналистов Казахстана, президента общественного объединения «Национальный пресс-клуб» Сейтказы Матаева официально подозревают в многомиллионных хищениях государственных средств и незаконной реконструкции здания Национального пресс-клуба в Алма-Ате.

Его сыну Асету Матаеву инкриминируют многомиллионные хищения при выполнении государственного информационного заказа.

«Обстоятельства дела позволяют предполагать, что реальной целью их преследования является свертывание открытой диалоговой площадки, какой является пресс-клуб, введение негласного государственного контроля за содержанием публикаций КазТАГ и снижение общественной активности Союза журналистов Казахстана», — отметила Калеева.

На пресс-конференции было зачитано заявление Сейтказы и Асета Матаевых, в котором они описали сложившуюся ситуацию.

Согласно этому документу, проблемы у семьи Матаевых начались еще 12 января, когда им позвонили из управления аудита департамента госдоходов Алма-Аты. Сотрудники налоговой службы сообщили, что по требованию городского управления антикоррупционной службы они приступают к комплексной проверке одновременно в Национальном пресс-клубе и агентстве КазТАГ.

На следующий день, 13 января, Национальный пресс-клуб получил судебный иск со стороны управления государственного архитектурно-строительного контроля Алма-Аты о том, что здание, где расположены пресс-клуб и информагентство, является сейсмоопасным, и 3 — 4 этажи подлежат сносу. Следует отметить, что здание пресс-клуба было реконструировано в 2005 году, а в 2006 году прошло комиссионную приемку органом государственного архитектурно-строительного контроля в рамках первой кампании по легализации имущества. В 2007 году вышло постановление акимата Алматы о приемке реконструированного здания.

«По состоянию на 2016 год здание находится в прекрасном состоянии. Однако ГАСК проявил чудеса оперативности и неуважения к Закону. Выясняется, что госархстройконтроль нашел в архиве конфиденциальные документы городской комиссии по легализации от 2007 года, решение которой, согласно закону, пересмотру не подлежит, но, несмотря на указ президента страны, ГАСК подал иск в суд» — пишут в своем заявлении Матаевы.

14 января антикоррупционная служба предъявила Матаевым обвинения в хищении бюджетных средств в рамках освещения государственной информационной политики в 2011 — 2015 гг.

«Мы открыто заявляем, что закон не нарушали и бюджетные средства не похищали. Национальный пресс-клуб не участвовал в тендерах по информационному освещению государственной политики через СМИ, и бюджетные средства через Комитет казначейства минфина РК на его расчетный счет не поступали. Действительно, КазТАГ заключал договоры с Комитетом связи, информатизации и информации и полностью отчитался за полученные и использованные по назначению средства. 18 января мы предоставили антикоррупционной службе г. Алма-Аты все документы (договора, счета-фактуры, акты выполненных работ)», — говорится в заявлении Матаевых.

20 января за Матаевыми, как следует из заявления, была установлена круглосуточная слежка, а их телефоны были поставлены на прослушку.

10 февраля было возбуждено уголовное дело о хищениях государственных средств в 2011 — 2013 годах.

«По данным наших источников, эта операция финполовцев началась в октябре 2015 года. Наши оппоненты успели дезинформировать высших государственных чиновников о якобы деструктивной деятельности Союза журналистов Казахстана, Национального пресс-клуба и информагентства КазТАГ. Эти противоправные действия антикоррупционной службы мы расцениваем как попытку давления государственного органа на неправительственные объединения и СМИ, воспрепятствование профессиональной журналистской деятельности, ограничение свободы слова, беспрепятственного получения и распространения информации. В результате этих действий сейчас парализована деятельность Союза журналистов Казахстана, Национального пресс-клуба и КазТАГ. Нанесен существенный урон деловой репутации общественных объединений и международного информационного агентства», — заключают Матаевы.

Между тем, как сообщил на пресс-конференции независимый журналист Ермурат Бапи, по его сведениям, некоторые казахстанские СМИ получили предупреждение не вмешиваться в это дело.

«Когда мы обсуждали вопрос «проводить эту пресс-конференцию или нет», я получил сообщение, что некоторым средствам массовой информации поступило сообщение не освещать данный вопрос. И это сообщение поступило из аппарата президента. Это я как журналист вам говорю. Значит, за этим делом стоят высокопоставленные лица. А смысл этого давления, я так предполагаю, забрать у Матаева Союз журналистов Казахстана и телеграфное агентство КазТАГ. Мне фамилия того человека, который за этим стоит, известна. Но я ее пока оглашать не буду» — заявил Бапи.

«Мы сегодня же обратимся в международные правозащитные организации. Для того, чтобы они обратились во все госорганы Казахстана, чтобы те взяли это дело под свой контроль. Только полная гласность и прозрачность позволят доказать всю несостоятельность выдвинутых обвинений», — в свою очередь подчеркнула Тамара Калеева.

Национальный пресс-клуб был создан как общественное объединение казахстанских и зарубежных журналистов в 1997 году.

Частное информационное агентство КазТАГ, созданное в 2008 году, является одним из ведущих информационных агентств Казахстана. Партнерами КазТАГ являются Киргизское, Таджикское, Узбекское, Афганское, Иранское телеграфные агентства, новостной портал в Китае. Союз журналистов Казахстана является активным игроком на общественном поле страны, способствует консолидации журналистского сообщества, защищает СМИ и журналистов в случае их необоснованного преследования, разработал и пропагандирует кодекс профессиональной этики журналистов.