«Гагаузия в составе Республики Молдова по своей форме и сути — это политическая или государственная автономия», — заявил в своем выступлении на прошедшей в Авдарме (Гагаузия) международной конференции «SHIFT: функциональные решения для территориальной автономии Гагауз Ери» экс-глава Гагаузии Михаил Формузал, передает корреспондент ИА REGNUM.

«На этом моменте крайне важно остановить внимание, поскольку, представители центральных органов власти Республики Молдова, то ли по незнанию, то ли умышленно постоянно называют Гагаузию административной автономией, не различая её от местных районных администраций, — продолжил Формузал. — Государственная автономия характеризуется тем, что ее носитель имеет внешние формальные признаки государства. Гагаузия имеет свой законодательный орган власти, своё правительство, конституцию (Уложение), флаг, герб, гимн и государственные награды».

Он отметил, что в европейской практике есть пример, когда автономия имеет своё гражданство, отличное от страны, в составе которой находится данная территория. «Речь идёт об Аландских островах. В Гагаузии этот вопрос никто сегодня не поднимает, однако знание подобных примеров важно для понимания того, что в полномочиях Гагаузии нет ничего выходящего за рамки европейского опыта функционирования автономий, а, следовательно, попытки выставить позицию Комрата в духе радикализма и сепаратизма — несостоятельны», — подчеркнул Формузал.

По его словам, все органы центральной власти Молдавии более двадцати лет пытаются определить место автономии на уровне местных автономий обычных районных администраций. «Это в корне не верно! И Закон об особом правовом статусе Гагаузии, и Уложение Гагаузии определяют пределы компетенции Народного собрания, которая не может сопоставляться с компетенцией районных властей. То есть, с одной стороны, мы имеем Народное собрание Гагаузии, которое является законодательным и представительным органом на уровне автономии и с другой стороны — конституцию РМ, которая никаких различий между НСГ и рядовыми молдавскими районами, по большому счёту, не делает», — отметил экс-башкан.

«Нормализации диалога между Комратом и Кишинёвом может послужить и соответствующая этнолингвистическим реалиям Молдовы кадровая политика государства, — продолжил Формузал. — В национальной политике РМ более двадцати лет мы наблюдаем все более изощренную дискриминацию жителей Гагаузии, когда практически целый народ выброшен на обочину политической жизни. Подбор кадров по принципу признания румынской идентичности национальной истории и языка, ориентации на ликвидацию молдавского государства, а также навязываемое условие принадлежности к одной из правящих партий, делают практически невозможным задействование богатого кадрового потенциала Гагаузии при рассмотрении, принятии и реализации государственных решений. Справедливости ради, это же положение дел относится ко всем представителям национальных меньшинств РМ».

Экс-башкан Гагаузии выразил мнение, что для властей Молдавии суверенитет страны не представляет никакой ценности. «Страна доводится до ситуации полного коллапса, когда силы, заинтересованные в ликвидации молдавской государственности, осуществят своё намерение без какого-либо серьёзного сопротивления и даже при содействии других заинтересованных государств. И это, безусловно, является ещё одним серьёзным препятствием для реализации прав Гагаузской автономии, полноценное существование которой, по моему убеждению, возможно лишь в независимой демократической Республике Молдова», — подвел итог Михаил Формузал.

Справка ИА REGNUM :

19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена Гагаузская Республика, в то время как «Республика Молдова» появилась только 27 августа 1991 года. Власти Молдавии попытались силой подавить гагаузское движение за национальную независимость и направили в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и «волонтеров» из Румынии в сопровождении отрядов милиции. «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики.

Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а все чаще и сам статус автономно-территориального образования, который Кишинев стремится понизить до уровня «обычного молдавского района».

2 февраля 2014 года в Гагаузии состоялся референдум, по итогам которого 98,09% участников проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае утраты Молдавией суверенитета, а более 97% проголосовали против вступления в ЕС и за интеграцию Молдавии в Таможенный союз. Власти Молдавии объявили гагаузский референдум «незаконным» и начали уголовное преследование его организаторов.