Известие о встрече глав Русской Православной и Католической церквей в Гаване стала неприятным сюрпризом для официального Минска, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Александр Лукашенко неоднократно выступал с инициативами провести встречу глав РПЦ и РКЦ в Белоруссии. Он также неоднократно приглашал глав Римско-католической церкви (и нынешнего, и отошедшего на покой предыдущего) в Белоруссию без согласия РПЦ. Вряд ли «православный атеист» не знал, что Белоруссия является частью канонической территории РПЦ и ему не доложили об условиях, при которых такая встреча могла бы состояться. Однако настойчивые призывы из Минска регулярно поступали.

Лукашенко известен активным вмешательством в межцерковные отношения. Слабо понимая догматику христианских церквей, он рассматривал их как объекты «государственно-церковных отношений» в политической плоскости — как политические партии, профсоюзы, клубы по интересам, деятельность которых подлежит пресловутому госрегулированию. Апофеозом такого подхода стали эпатажные действия руководителя постсоветской республики вроде заявлений о необходимости реформирования православия. Однако лавры Мартина Лютера и, тем более, Жана Кальвина с таким подходом Александру Лукашенко обрести не удалось.

Оценивая возможность встречи в Белоруссии глав Православной и Католической церквей, председатель Синодального информационного отдела Белорусского Экзархата РПЦ (Белорусской православной церкви) протоиерей Сергий Лепин весной прошлого года сказал: «Ещё Патриарх Алексий II в далеком 1997 году в австрийском Граце планировал свою встречу с Папой Иоанном Павлом II. На этой встрече планировалось подписание документа, осуждающего прозелитизм, а также о том, что уния — не путь к единству Церквей, однако Папа вычеркнул за два дня до встречи два этих пункта, вследствие чего планировавшаяся встреча так и не состоялась. Воспоминая об этом, Патриарх Алексий сказал: «В Ватикане хотят, чтобы мы встретились перед телекамерами, а мы считаем, что такая встреча должна дать конкретные шаги в улучшении отношений между двумя Церквами, и только тогда мы пойдем на такую встречу».

Встреча глав РПЦ и РКЦ в Минске виделась светским властям постсоветской республики именно в том ракурсе, на который указал покойный Алексий II. Заявления госагитпропа РБ о «растущем авторитете» на международной арене нуждались в ссылках на факты. Вряд ли таковыми можно было считать назначение ООН спецдокладчика по правам человека в Белоруссии.

В отличие от БПЦ, Конференция католических епископов в Белоруссии поддерживала свой авторитет отдалением от светских властей постсоветской республики. Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Заславский Павел воздержался от оценок предстоящей 12 февраля первой в истории встречи глав Православной и Католической церквей. Его католический коллега — митрополит Минско-Могилёвский Тадеуш Кондрусевич, едва получив известие о встрече в Гаване, выступил со специальным заявлением, в котором отметил: «Господи, благослови встречу Папы Франциска и Патриарха Кирилла!».

Он позволил себе констатировать: «Гавана — соответствующая нейтральная площадка для такой важной и очень нужной встречи».

«Уверен, что долгожданная встреча станет новым шагом к осуществлению призыва Христа к единству христиан и придаст ему новый динамизм. Она также будет способствовать совместной проповеди Евангелия, защите христианских ценностей и построению цивилизации жизни, любви и мира. Она откроет новую страницу в отношениях между Католическим Костёлом и Православной Церковью и покажет миру, что мечта святого Иоанна Павла II о том, чтобы христианство дышало двумя легкими — Западным и Восточным — осуществляется», — заявил Кондрусевич.

Эксперты уже отметили, что главам РПЦ и РКЦ во время встречи на Кубе будет сложно обойти такие проблемные вопросы, как Ближний Восток, Украина и отношения России с Западом. Не исключено, что в данном контексте будут обсуждены вопросы гонений на православных на Украине и автокефалистских устремлений в отдельных постсоветских республиках.