Верховная рада Украины сегодня, 27 января, изменила регламент и таким образом дала возможность перенести голосование за конституционную реформу по «децентрализации» и «особому статусу Донбасса» на следующую сессию, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

За поправку в закон о регламенте проголосовали 229 голосов при 226 необходимых. Ранее, согласно нормам регламента и Конституции, на принятие реформы у Рады оставалось очень мало времени — нужно было проголосовать во втором чтении до закрытия этой парламентской сессии, то есть до 2 февраля.

Теперь же депутаты дали сами себе отсрочку, предоставив возможность перенести голосование на следующую сессию. При этом в Конституции по-прежнему осталась норма о том, что изменения в основной закон принимаются на двух сессиях подряд. В первом чтении реформу децентрализации проголосовали 31 августа на прошлой сессии, второе необходимо было завершить до окончания этой сессии.

Такое решение парламента уже назвали «конституционным переворотом».

«То, что произошло в парламенте — это антиконституционный заговор. Не имеет права парламент менять Конституцию изменениями в регламент. Это было сделано с одной целью — чтобы протянуть изменения про особый статус Донбасса. Проголосовав эти поправки, они дали возможность, чтобы парламент эти изменения в Конституцию рассматривал и в феврале, и в марте, и в апреле — когда 300 голосов соберется, когда изнасилуют или купят депутатов. Чтобы иметь возможность в любой момент вернуться к рассмотрению этого вопроса. Сегодня у нас второе «16 января», это повторение диктаторских законов, которые голосовали во времена Януковича», — сказал глава «Радикальной партии» Олег Ляшко.

В то же время глава Верховной рады Владимир Гройсман обосновал такое голосование по своему.

«Это даст дополнительное время на дискуссию и никоим образом не имеет отношения к конституционному перевороту. Это ответственная позиция украинских политиков — чтобы продолжить дискуссию и определиться с дальнейшими действиями», — сказал Гройсман.

Тем не менее, заместитель Гройсмана — вице-спикер Оксана Сыроид — также уверена, что в парламенте прошли определенные махинации.

«Только что парламент, как и многие предшественники этого парламента, пошел на мошенничество в процедуре внесения изменений в Конституцию. И проголосовал фактически изменения в регламент, которые изменяют положение самой Конституции. Таким образом, это, во-первых, подрывает саму Конституцию, во-вторых, это подрывает легитимность любых изменений, которые когда-либо будут внесены в Конституцию. Что произошло? Произошло голосование за то, чтобы признать, что изменения могут быть проголосованы не на следующей очередной сессии, а на любой другой очередной сессии… Мы понимаем, для чего это сделано — для того, чтобы иметь возможность искать 300 голосов для голосования за изменения в Конституцию в части децентрализации», — сказала Сыроид журналистам.

При этом ранее депутаты обращались в Конституционный суд с просьбой разъяснить момент о процедуре внесения изменений в Конституцию «относительно официального толкования положения статьи 155 Конституции Украины «на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины».

Замглавы фракции «Блок Петра Порошенко» Игорь Кононенко заявил, что самостоятельное решение этого вопроса парламентом не повлияет на позицию Конституционного суда. А на следующей сессии, прежде чем голосовать за конституционную реформу, депутаты будут следить за прогрессом в выполнении минских соглашений.

«Я не считаю это затягиванием процесса. Все развивает абсолютно логично. Есть ситуация в зоне конфликта и логика, в которой она развивается. Есть позиции, которые не выполнила Россия, и мы требуем от России их выполнить. Есть очевидный прогресс в допуске наблюдателей вглубь территории. Есть надежда, что наблюдатели ОБСЕ получат возможность выйти на границу, есть режим тишины. Ситуация улучшилась. И логично, что мониторя ситуацию с выполнением минских соглашений, мы и будем принимать решения, когда будем голосовать 300 голосов на следующей сессии», — сказал Кононенко

Напомним, 31 августа Верховная рада Украины приняла изменения в Конституцию в части децентрализации и особого статуса Донбасса в первом чтении. Затем сессия парламента была закрыта и открыта новая. Во втором чтении парламент должен был рассмотреть конституционную реформу до конца этой сессии. Для этого нужна была поддержка конституционного большинства, но по словам представителей разных фракций, 300 голосов в парламенте так и не набралось. Реализовать реформу в части «особого статуса Донбасса» Украина обязана по минским соглашениям.