«Судя по динамике развития, ситуация носит проектный характер. Выходцы из Центральной Азии и Кавказа набираются военного опыта в Сирии, чтобы участвовать в открытии «второго фронта» после возвращения на родину», — заявил корреспонденту ИА REGNUM политолог Марс Сариев.

По словам аналитика, сейчас в Афганистане продолжается консолидация так называемого «исламского интернационала», который на деле является объединением боевиков «Исламского движения Узбекистана», «Талибана» и многих других экстремистских организаций. Также параллельно создаются условия для проникновения радикальных группировок через Таджикистан и Киргизию на территорию Центральной Азии.

«Настораживает несколько факторов. Первый — на днях в интернете появилась песня на китайском языке, призывающая мусульман к джихаду. И второй — Далай-лама призвал к диалогу с ИГИЛ. Фактически, этим заявлением публичная персона легитимировала террористическую группировку», — пояснил он.

Эксперт считает, что подобный шаг, возможно, объясняется противостоянием китайскому экономическому проекту — Поясу Нового Шелкового пути, реализация которого фактически означает отстранение США и стран Европы от распределения доходов по одному из крупнейших в мире маршрутов транзита грузов.

По мнению Марса Сариева, Киргизия традиционно находится на стыке интересов более сильных соседей, плюс к тому, всегда найдутся желающие подорвать стабильность в регионе просто потому, что в условиях конфликта легче лоббировать свои интересы.

«Обстановка внутри республики остается нестабильной. По-прежнему, основным конфликтогеном в республике остается недоверие граждан к власти. А наиболее тревожным фактором, на котором успешно играют вербовщики ИГИЛ, является ненависть и отчаяние от невозможности изменить ситуацию», — добавил он.

Политолог отметил, что Киргизия, как и весь мир, болезненно переживает очередной этап мирового кризиса — курс нацвалюты падает, крупнейший рынок региона «Дордой» доживает последние дни, люди теряют доход.

«Недовольство накладывается на неоправданные ожидания от проекта ЕАЭС. Киргизстанские чиновники перед вступлением в Евразийский союз активно ездили по регионам и проводили агиткампании под лозунгами «вступим в ЕАЭС и заживем» и «заграница нам поможет». Это как раз тот случай, когда перестараться хуже, чем недостараться», — подчеркнул он.

Эксперт заострил внимание на том факте, что золотые горы Киргизии никто не обещал, а были обещаны только возможности для развития экономики, но при условии эффективной работы и использования предоставленных шансов.

«Работа не выполнена, кризис наступает. Естественно, отечественные чиновники переложат свои неудачи на соседей, ведь признать свои ошибки чревато недовольством населения. А граждане, в свою очередь, будут укоризненно смотреть на партнеров по ЕАЭС и интересоваться: «Где деньги, Зин?». Получается, что традиционно трудный уходящий год переходит в еще более трудный наступающий. Внешние угрозы, грамотно выстроенные на благодатной почве внутренних проблем, могут активизироваться в любой момент», — подытожил Марс Сариев.