«Союзники России по ОДКБ обязаны поддержать Москву»
София, 10 декабря, 2015, 21:25 — ИА Регнум. Противостояние России со странами Запада и блоком НАТО обострило дискуссию о наличии у Москвы верных союзников. Военный конфликт с Грузией в 2008 году, начавшаяся в 2014 году после государственного переворота Украине гражданская война, российская военная помощь Сирии в 2015 году, обострившая отношения с Турцией и её союзниками — эти и другие ситуации заставляют экспертов всё чаще отвечать на вопрос, есть ли на самом деле у России настоящие союзники, или остались только «партнёры». О союзническом долге 9 декабря в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал болгарский политолог, кандидат политических наук Георгий Коларов.
ИА REGNUM: Обязывает ли нынешний конфликт с Турцией союзников России по Евразийскому союзу, ОДКБ и другим интеграционным объединениям поддержать Москву?
По соответствующим международным нормам, союзники России по ОДКБ и Евразийскому союзу являются независимыми государствами и они обязаны поддержать Москву в военном и дипломатическом плане только если начнётся война. Напомню, что президент России Владимир Путин декларировал, что «воевать с Турцией мы не собираемся». Также следует учитывать, что среднеазиатские союзники России являются исламскими суннитскими государствами и у большинства их граждан тюркское происхождение. Поэтому требовать от них безоговорочной поддержки в новом конфликте России, на этот раз с бывшим партнёром — с Турцией, нереально.
Во первых, в этих новых независимых государствах, сразу после распада СССР началось активное проникновение государственных и частных турецких культурных и образовательных институтов. Фетхуллах Гюлен уже низвержен с пьедестала и объявлен врагом государства, однако в течение последних десятилетий он успел многое сделать для внедрения общего тюркского самосознания в Средней Азии среди бывших граждан Российской империи и Советского Союза.
Во вторых, как можно требовать от среднеазиатских президентов безоговорочную поддержку Кремля в нынешней ситуации, если накануне конфликта большинство российских изданий, пользующихся поддержкой Кремля, печатали одни дифирамбы в адрес российско-турецкого стратегического партнерства и всестороннего сотрудничества. Взять хотя бы № 8 одного из самых уважаемых ВАКовских журналов — издание Института стран СНГ «Обозреватель», с которым я лично очень активно сотрудничаю: там есть две статьи (их авторы — мои друзья), читая которых, можно подумать, что именно Анкара является главным союзником Москвы в этом мире. Хорошо, что живём в XXI веке — случись подобное до «перестройки», тираж выпуска был бы конфискован КГБ.
На этом фоне, требовать солидарности от президентов исламских республик Средней Азии и тем более Азербайджана, нереально. Ведь азербайджанцы разговаривают с турками без переводчиков! И даже необразованные жители Узбекистана и Туркмении во многом понимают турецкий язык. Формально они не являются союзниками России ни по ОДКБ, ни по Евразийскому союзу, однако, практически та же самая ситуация, и в Казахстане, и в Киргизии, и в Таджикистане (хотя таджики — иранский народ). И не надо удивляться, что и Астана, и Бишкек, и Душанбе практически поддерживают Баку в конфликте с Ереваном в связи с Нагорным Карабахом — ведь у них исторические связи с Азербайджаном куда теснее, чем с Арменией — членом ОДКБ.
ИА REGNUM: Может ли Россия рассчитывать на Армению как на союзника в нынешнем конфликте с Турцией?
Находясь в Ереване, могу вас заверить, что здесь, и военное, и политическое руководство страны выполняют свои союзнические обязательства и готовы отстоять до конца стратегическое партнёрство с Россией, с учётом непрекращающихся военных провокаций, со стороны главного турецкого союзника — Азербайджанской Республики. Не зря на военный аэродром в Еребуни уже переброшены дополнительно семь российских военных вертолётов. Это происходит на фоне воинственных заявлений — сначала Мевлюда Чавушоглу, а потом Ахмеда Давутоглу в Баку, о полной поддержке азербайджанских усилий по «освобождению оккупированных армянами территорий в Нагорном Карабахе». Это, по сути, объявление войны Армении, со стороны Турции.
В общем, российско-турецкий конфликт пошёл на пользу двум братским для русских народам, составляющим большинство населения в четырёх государствах: армяне в Армении и Нагорном Карабахе и болгары в Болгарии и в Македонии. Потому что в Москве наконец-то поняли, что враг № 1 для России в XXI веке — тот, который был и в XIX, и в XX веках. И это Турция!
ИА REGNUM: Согласны ли вы с мнением ряда политиков и политологов о том, что Россия в нынешнем противостоянии с Западом и военно-политическим блоком НАТО больше не может рассчитывать на лояльность своих бывших партнёров времён существования СССР и «Организации Варшавского договора»?
Я считаю необоснованными утверждения в публикациях некоторых российских СМИ о том, что страны НАТО солидарны и единодушны в поддержке Анкары в конфликте с Москвой. Такой поддержки со стороны Софии не было, нет и не будет! Через столько лет «Движение прав и свобод» — партия турецкого и других исламских меньшинств в Болгарии, уже год как находится в оппозиции! Зато в правительственную коалицию вошли две национал-патриотические коалиции: одна правая — «Патриотический союз» и одна левая — «Альтернатива за болгарское возрождение». Их лидеры однозначно высказываются за дружбу с Россией и за изоляцию Турции от ЕС. Так, кто же союзник и кто враг России?!
Я думаю, что двум погибшим российским военным надо поставить памятники: и в Ереване, и в Степанакерте, и в Софии, и в Скопье. Потому что их подвиг и гибель заставят всех в Кремле осознать, что настоящие враги России — не Румыния с Болгарией и не Польша с Прибалтикой, а именно Турция с Азербайджаном! Потому что продажа современных российских вооружений Азербайджану только усиливает позиции прозападных политиков в Армении. Один из них даже рассказал мне, что всем пророссийским политикам и публицистам были высланы письменные предупреждения с адресами и местами работы членов их семей, с обещанием в случае начала полномасштабной войны в Нагорном Карабахе забрать с собой на фронт их сыновей для того, чтобы они тоже почувствовали, что значит поражение от российских огнемётов в руках «азеров».
ИА REGNUM: Часто слышатся заявления о том, что Союзное государство Белоруссии и России является образцом интеграции на постсоветском пространстве. Может ли Россия рассчитывать на союзнический долг Белоруссии, учитывая опыт проявления официальным Минском поддержки своего «стратегического партнёра» в конфликтах XXI века?
Белоруссия — особый случай. Рассматривая его, следует учитывать, что диалогу Александра Лукашенко с западными лидерами нет альтернативы. В Белоруссии около 15% населения исповедуют католицизм и протестантизм, активно действуют многочисленные партии и организации прозападной оппозиции, местная интеллигенция популяризирует позитивный образ Речи Посполитой — государства, являвшегося историческим врагом России. Я уже не помню, сколько раз бывал в Минске, трижды был в Бресте. И все мои белорусские коллеги — гуманитарии, с которыми я общался близко, особенно в Бресте, рассказывали, что их дети учатся либо в Польше, либо в Литве.
Если белорусское руководство будет слишком строго следовать за внешней политикой Кремля, то рискует расшатать внутриполитическую стабильность в стране, особенно на фоне проблем в экономике. Кроме того: Москве ведь нужен такой внешнеполитический отдушник как Минск для разрешения самых острых конфликтных ситуаций в отношениях с Западом и странами СНГ. Классический пример — это переговоры с Украиной. Отмечу, что контакты Белоруссии со странами Евросоюза не являются чем-то уникальным — такое же приграничное сотрудничество во всех сферах экономики, образования и культуры осуществляет с Польшей и Литвой самый западный российский регион — Калининградская область. Получается что, Калининграду можно, а Минску нельзя?! Москва должна дорожить своими настоящими союзниками, глубже вникать в их внутренние проблемы и международные контакты (и конфликты), чтобы сохранить влияние на международной арене.