Китай, Казахстан, Грузия, Азербайджан и Турция подписали соглашение о создании консорциума для перевозки грузов из КНР в Европу по Транскаспийскому международному транспортному маршруту 30 ноября в Стамбуле.

«Здесь особо нечего комментировать. Маршрут через Каспий в обход России планировался и ранее. Казахстан и Китай этот проект согласовали давно. То, что к нему подключились Азербайджан и Грузия, — вполне логично. По-другому просто не получится», — пояснил корреспонденту ИА REGNUM ведущий казахстанский китаевед, доктор политических наук Константин Сыроежкин.

На вопрос о политическом фоне подписания соглашения Сыроежкин отметил: «Что касается ухудшения отношений между Россией и Турцией, думаю, для всех участников данного проекта это непростой вопрос, но «закапывать» вложенные в проект деньги никто не собирается».

Схожее мнение выразил казахстанский аналитик и экономический обозреватель Ерлен Бадыхан.

«Подача новости может привести к ее превратному толкованию, — считает аналитик, — например, как очередной враждебный выпад Турции в отношении России. Тогда как приоритетной целью учреждения консорциума по транспортировке грузов из Китая в Европу являлось не ущемление чьих-либо экономических интересов, а создание рентабельного логистического маршрута».

«Я бы не увязывал обострение российско-турецких отношений с заключением данного межгосударственного договора. Ведь помимо Турции в консорциуме состоят Китай, Казахстан, Грузия и Азербайджан. Работа по подготовке таких многосторонних договоров обычно занимает долгие месяцы и не может быть активизирована или изменена из-за отдельного инцидента — такого, как между Турцией и Россией. Это как раз тот редкий случай, когда экономика не связана с политикой. Поэтому не думаю, что создание данного транспортного консорциума негативно повлияет на проверенные временем российско-казахстанские отношения», — заключил Бадыхан.

Напомним, соглашение между Китаем, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном и Турцией было подписано на ежегодной Международной транспортно-логистической выставке Logitrans в Стамбуле. По информации АО «Грузинская железная дорога», учредителями консорциума станут китайская Minsheng Logistics, грузинская Trans Caucasus Terminals, казахстанская KTZ Express, «Азербайджанское каспийское морское пароходство» и азербайджанская компания Karvan Logistics. Турция выступит в качестве ассоциированного члена консорциума.

Участники проекта планируют в 2016 году доставить из Китая через Грузию в направлении Турции и Европы первые несколько тысяч контейнеров. В 2017 году запланировано участие в проекте Украины — для транспортировки грузов в Северную и Восточную Европу.