В Германии побывал с первым визитом новый министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский. То, что между Варшавой и Берлином с приходом к власти партии «Право и Справедливость» (PiS) выросла стена, было понятно и раньше. После переговоров Ващиковского с немецким коллегой Франк-Вальтером Штайнмайером стало ясно — стена растет дальше.

Слишком разные вещи волнуют две страны, а там, где встречаются общие вопросы, способы решения их являются противоположными. Накануне поездки в Берлин польский дипломат обозначил свои подходы в отношении проблемы с размещением в странах Евросоюза беженцев, укрепления так называемого «восточного фланга НАТО», урегулирования на Украине, взаимодействия с Россией (частью чего также можно назвать проект строительства газопровода «Северный поток 2»).

Ничто из перечисленного не способно открыть конструктивный диалог Варшавы с Берлином, так как исходные позиции польских и немецких партнеров слишком далеко находятся друг от друга, чтобы можно было безболезненно и при помощи компромиссов дойти до медианной точки.

Помимо того, политические изменения внутреннего характера в самой Польше становятся камнем преткновения для немецкой прессы, настороженно воспринимающей любые попытки своих соседей отойти от «демократии» в сторону «авторитаризма», что в случае с Восточной и Центральной Европой получило название «орбанизации» в честь венгерского премьера Виктора Орбана.

Европе сейчас непросто. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, страны, заступающей в течение шести месяцев на председательство в Европейском союзе, предупреждает: ЕС может постигнуть та же участь, что и Римскую империю, если он не восстановит контроль над своими внешними границами и «массовым притоком беженцев».

Читайте подробнее: Немцы предъявляют счет Польше: плати или смиряйся

Все статьи автора: Станислав Стремидловский