Башкан (глава) Гагаузии Ирина Влах считает, что за последнее десятилетие «разрыв между Гагаузией и Кишиневом в восприятии одних и тех же общественно-политических процессов и видения будущего Молдавии только углубился». Об этом Влах заявила на первом заседании рабочей группы депутатов парламента Молдавии и Народного собрания Гагаузии, передает корреспондент ИА REGNUM.

По ее словам, ключевой вопрос в диалоге между Комратом и Кишиневом звучит так: «На каких принципах должен зиждиться наш общий дом — Республика Молдова, чтобы в нем одинаково комфортно чувствовали себя все граждане вне зависимости от их национальности и языка общения?»

Влах отметила, что молдавские власти игнорируют мнение не только Гагаузии, но и других регионов страны. «Пожалуй, самый яркий тому пример — это состоявшийся 2 февраля 2014 года референдум, на котором более 98 процентов жителей нашей автономии высказались против курса на европейскую интеграцию и за вступление Молдавии в единое евразийское экономическое пространство. Солидарность с позицией гагаузского народа тогда высказали в Тараклии, Кагуле, Бельцах, Бессарабке… Я вовсе не хочу, чтобы наша дискуссия перешла на вопросы геополитики, в этой ситуации для меня важен пример. Значительное число наших сограждан не разделяют актуальный внешнеполитический курс республиканских властей. Они выражают свое недовольство посредством референдумов, протестным голосованием на местных выборах, массовыми акциями гражданского неповиновения. Но никакой обратной связи со стороны власти мы не наблюдаем. А ведь модель западной плюралистической демократии, которую на словах продвигают правящие парламентские партии, предполагает именно уважение и учет позиции меньшинства в процессе принятия решений», — сказала башкан.

Она выразила опасение в связи с ростом радикальных тенденций в общественной сфере и государственной политике Молдавии. «В 2004 году парламент одобрил прекрасный и до сих пор актуальный законодательный акт — Концепцию национальной политики Республики Молдова. Согласно этой концепции, государство обеспечивает гражданское согласие и помогает обществу преодолеть последствия межэтнических конфликтов конца 80-х, рубежа 90-х годов прошлого века. В этом же документе заложен и определенный компромисс: для лиц, не владеющих молдавским, создаются все условия для обучения государственному языку. А русский язык перестает вытесняться из обихода и играет роль языка межнационального общения. Но что мы видим на практике? Русский язык последовательно изгоняется министерством просвещения из учебного процесса в школах с государственным языком преподавания. А качество преподавания государственного языка в школах Гагаузии по-прежнему оставляет желать лучшего. Возникает резонный вопрос — как будут находить общий язык наши дети и внуки через 10−15 лет? По целому ряду специальностей в кишиневских вузах закрыты русские группы. И наши выпускники вынуждены получать желаемую специальность в Тирасполе, Одессе, Москве или Анкаре. Но не в Кишиневе!» — отметила она.

По словам Влах, в Исполнительный комитет Гагаузии регулярно поступают обращения от жителей автономии, с которыми «хамски обошлись в столичных больницах только потому — что они гагаузы». «Отдельный вопрос — это мизерное присутствие выходцев из Гагаузии в органах центральной власти», — добавила она.

«В то же время я остаюсь оптимистом и верю, что обозначенные выше проблемы созданы искусственно, — продолжила Влах. — В самом деле, давайте проанализируем те сферы общественной жизни, до которых еще «не добрались» политики. Я имею в виду бизнес, культуру, спорт, бытовые взаимоотношения между нашими народами. На неофициальном уровне мы видим десятки тысяч успешных примеров межличностной и деловой коммуникации между жителями Гагаузии и остальной частью Республики Молдова. Достаточно пройтись по центральным улицам Комрата в базарный день, чтобы понять, насколько многолик и полиэтничен наш регион. Вы услышите молдавскую, гагаузскую, русскую, болгарскую, украинскую речь. И увидите, как люди самых разных национальностей отлично взаимодействуют друг с другом».

«Следовательно, проблема недостаточной инклюзивности жителей Гагаузии в общественно-политические процессы Республики Молдова носит искусственный характер и не вызвана глубокими разногласиями между нашими народами. И в этом контексте я только могу приветствовать инициативу экспертного сообщества провести тщательный анализ взаимоотношений официального Кишинева и Комрата. И выявить те негативные факторы, которые не позволяют всем гражданам Республики Молдова чувствовать себя одинаково комфортно в родной стране вне зависимости от национальности и языка общения», — подвела итог Ирина Влах.

ИА REGNUM напоминает, что русский язык в Молдавии, согласно действующему законодательству, на практике постоянно нарушаемому властями страны, имеет статус языка межнационального общения. В Гагаузской автономии русский язык является родным или вторым родным для абсолютного большинства населения, а также наряду с гагаузским и молдавским имеет статус одного из официальных языков.

Согласно аналитическому отчету «Русский язык на постсоветском пространстве: сравнительное исследование распространенности» (март 2009 года), осуществленному Исследовательской группой «Циркон», в Молдавии русский язык считают родным от 20% до трети населения, предпочитают общаться на нем более 40%, свободно владеют — более 70%, могут объясниться — более 90%, а понимают — более 95%. Обнародованные 1 марта 2011 года результаты социологического опроса, проведенного институтом CBS-AXA, свидетельствуют о том, что около 62% жителей Молдавии свободно владеют русским языком в устной и письменной форме, еще 18% говорят по-русски свободно, но пишут с ошибками, 7% — могут общаться с русскоговорящими, еще 5% лишь понимают русский язык, но не могут говорить, и лишь 1% совершенно им не владеют.

Кроме того, по данным наиболее авторитетного в Молдавии опроса «Барометр общественного мнения», более половины населения Молдавии — 54,1% — выступают за придание русскому языку статуса второго государственного, в то время как против этой идеи выступают 38,8% опрошенных.

Справка ИА REGNUM :

19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена Гагаузская Республика, в то время как «Республика Молдова» появилась только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и «волонтеров» из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость.

«Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики.

Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а все чаще и сам статус автономно-территориального образования, который Кишинев стремится понизить до уровня «обычного молдавского района».