Прошедшие 11 октября выборы президента Белоруссии закончились ожидаемо — действующий глава государства Александр Лукашенко получил 83,5% голосов избирателей, согласно озвученным республиканским ЦИК цифрам, которые оставим на его совести.

Показательно то, что вторым в списке получившим наибольшее количество голосов стал кандидат «против всех» — 7,5% голосов, что практически равняется голосам Татьяны Короткевич (второе место) и Сергея Гайдукевича (третье). По некоторым данным, «против всех» в Минске проголосовало около 20−25% избирателей. Это говорит о том, что в политическом пространстве наблюдается серьезный вакуум, который действующие политические силы республики заполнить не в состоянии.

Но это все было ожидаемо и поэтому неинтересно.

Интересное начинается сейчас.

США продолжают занимать жесткую переговорную позицию, несмотря на все старания МИД республики. Европа готовит свой крючок для режима, подготавливая вопрос о временном, на четыре месяца, снятии санкций. Классика жанра. Думаю, не такого решения проблемы ждал Лукашенко от белорусского МИД, т.к., с одной стороны, якобы «победа», с другой — явное унижение.

Т.к. «политика» после «выборов» закончилась, то вполне ожидаемо начались суровые экономические будни. И первые шаги официального Минска поражают своей очевидностью. Не прошло и недели после выборов, как снова были активизированы переговоры с МВФ о предоставлении республике кредита. Об этом 15 октября в палате представителей заявил министр финансов республики Владимир Амарин: миссия Международного валютного фонда, с которой белорусские власти обсудят возможности новой кредитной программы объемом 3 млрд долларов, посетит Минск уже в ноябре. Стране срочно нужны деньги, чтобы с грехом пополам закончить год. Россия ожидаемого предвыборного кредита так и не дала, а ситуация с зарплатами на белорусских предприятиях просто аховая.

В условиях приближающихся выборов властям удалось сократить объем просроченной задолженности в 10 раз — до 27,9 млрд рублей. На 1 октября долги по зарплатам на предприятиях были только у 13 из них. Это в 33 раза меньше, чем в сентябре: тогда таких организаций было целых 432. Однако, как отмечают эксперты, стабилизационные меры никак не повлияли на развитие негативных трендов в экономике, прежде всего в промышленном и аграрном секторах. Для стабилизации ситуации с погашением долгов по зарплатам накануне президентских выборов органы госуправления использовали административный ресурс. Министерства и ведомства обратились к подчиненным организациям с просьбой выдать ссуды и кредиты организациям с просроченной зарплатой. Кредиты на зарплату выдавались даже неплатежеспособным предприятиям. Таким образом, ситуацию удалось временно купировать.

Однако проблемы никуда не делись — зарплаты выплатили, а предприятия теперь должны банкам…

Читайте подробнее в статье: Беларусь: государство уходит из экономики

Все статьи автора: Викентий Мацкевич