Сегодняшняя, 12 октября, встреча министров иностранных дел Евросоюза, состоявшаяся в Люксембурге, главным вопросом повестки дня имела сирийский. До начала заседания в кулуарах усиленно муссировались слухи о сильных разногласиях между министрами относительно того, как поступить с этой ближневосточной страной. Речь шла о единодушном настрое всех и каждого на «прекращение кровопролитной войны, длящейся уже четыре с половиной года и унесшей жизни 250 тысяч человек», однако после этого пункта пути решений, предлагаемых государствами, входящими в ЕС, расходились. Франция и Великобритания считали, что Асад должен уйти немедленно. Большинство же настаивало на том, чтобы нынешний сирийский руководитель вошел в состав переходного правительства (после того, как война будет остановлена и начнутся переговоры с оппозицией). Однако роль Асада в этом правительстве никому из евросоюзных руководителей внешнеполитических ведомств не представлялась ни определяющей, ни «долгоиграющей»: мавр сделал свое дело, мавр может уходить. И чем скорей, тем лучше.

В итоге двадцати восьми министрам иностранных дел удалось под четким руководством своего евросоюзного коллеги-начальника Федерики Могерини принять единогласно идею большинства.

При этом европолитики выразили понимание того, что их решение, в сущности, не значит ничего, если к нему не прислушается Россия.

«Вмешательство России в Сирии изменило правила игры, — цитирует Могерини испанская El País. — Европейское сообщество предлагает России сконцентрироваться на объединении своих усилий с усилиями ЕС, согласовывать свои действия с широкой международной коалицией и направить свою активность на достижение общей цели — достижения политического диалога между всеми причастными к этому вопросу силами».

Главный дипломат Великобритании Филип Хэммонд озвучил в своей речи обращение к России «уменьшить активность, отказаться от насилия и примкнуть к коалиции, возглавляемой США».

Руководитель внешнеполитического ведомства Испании Хосе Гарсия-Маргальо, согласно информации из источников, близких к дипкругам, заявил, что «решение сирийской проблемы надо искать с обязательным привлечением к процессу также Саудовской Аравии, Ирана, Турции, России, Асада и даже Китая: за столом переговоров должны быть представлены все стороны, включая воюющие сегодня».

В ЕС выразили общее удовлетворение результатами состоявшейся встречи.