Испанская пресс-неделя получилась на редкость однобокой. Нет, конечно, в эти семь дней у пиренейских коллег было немало тем для того, чтобы перо свое проявить и народа внимание попытаться привлечь. Скандал с «Фольксвагеном», подготовка к парламентским выборам, дефицит бюджета и даже начало операции «София» (заслон из военно-морских судов стран ЕС у ближневосточных берегов Средиземного моря с целью воспрепятствования перевозкам нелегалов-беженцев в Европу). Все это отсутствием пищи для журналистского ума не страдало. Но…

rusevik.ru

«Это Путин виноват» — вступление России в сирийский конфликт одним махом задвинуло все ранее перечисленное на задний план. Все новости, статьи, аналитика и дискуссии, касающиеся российской миссии в САР, решительно заняли максимальные площади первых полос испанских СМИ, показав, «кто тут главный». А когда тема авиабомбежек стала потихоньку газетчикам и читателям приедаться, ракетный удар Каспийской флотилии не позволил пиренейским журналистам лишить тему России статуса главной.

Первое впечатление от действий российской авиации — шок. Такой, что кроме констатации факта больше ничего. Никаких оценок. То ли слова застряли в горле, то ли команды из заокеанских верхов не поступило, как все это оценивать.

Скорее второе, на что намекнула El Mundo, постаравшись удержаться в рамках политкорректности и обойтись без восклицательных знаков. Однако даже при всех попытках смягчить и сгладить впечатление от происшедшего заголовок «Политический класс США не знает, что сказать и не отвечает в отношении России и Сирии» выглядел ударом в челюсть коллегам по НАТО. В материале не оказалось оценок видными американскими фигурами действий России, зато был приведен комментарий специалистов из Центра трансатлантических отношений при Унивеситете Джонса Хопкинса: «Это — самый большой провал во внешней политике Барака Обамы». Некоторое время спустя в электронной версии этого же издания появился комментарий Хилари Клинтон, «подтвердивший провал США в Сирии», после чего экс-первая леди Америки заявила, что «мы должны защищать группировки умеренной оппозиции в этой стране, которые подвергаются сейчас бомбовым ударам точно так же, как и исламисты».

Маховик реакции на события начал раскручиваться. El Mundo срочно разыскала Нагам аль-Кадири, второе лицо в иерархии сирийской оппозиции. Дама не отказала газете в интервью, в первых строках которого заявила: «Акции России в Сирии мы считаем вторжением и вмешательством во внутренние дела. Бомбардировке подверглись сельскохозяйственные районы Хомс и Хама, в которых нет боевиков ИГ. Все страны мира знают, что русские хотят помочь режиму Асада и не имеют намерений воевать с ИГ».

Вслед за этим на том же портале появился аналитический материал «Путин: проблема Сирии или ее решение?»

«Путин обладает исключительным политическим чутьем и умением оценить возможности, которые предоставляет ему ситуация. Он — потрясающий тактик и это необсуждаемо. Он умеет пользоваться малейшей шероховатостью чьей-то игры и обращать ее себе на пользу. Он выбрал такой момент, когда даже развертывание небольшого количества войск (имеется в виду подразделение ВКС России, прибывшее в Сирию — ИА REGNUM) поставило его в центр глобальных политических дебатов на планете и многие в Европе согласились с тем, что его роль сегодня — важнейшая».

«Начиная с момента произнесения речи на Генеральной Ассамблее ООН, Путин обозначил, что возвращение России состоялось. России сильной, России большой».

«События в Сирии затмили встречу в верхах по Украине, прошедшую в Париже», отметила La Vanguardia. «Несмотря на то, что Меркель, Олланд, Путин и Порошенко встречались с намерениями обсудить ситуацию на Украине, тема эта оставалась в тени разговоров, состоявшихся при личных контактах первых троих. Сирия и речь Путина на ГА ООН были главными».

В продолжение основной темы недели La Razón констатировала: «Русские бомбардировки уже через три дня заставили джихадистов покинуть свои позиции, отступить и побежать. Около шестисот исламистов взяли курс на Европу. У исламистов не обнаружилось зенитного вооружения, способного сбивать русские самолеты на тех высотах, с которых они работают. Умеренная сирийская оппозиция говорит о жертвах налетов российской авиации среди мирного населения, но представители МО РФ опровергают эти заявления».

АВС в середине недели довела до сведения своих читателей: «Обама предупредил Путина, что Россия останется с одним только Ираном, а Асад падет».

«Москва пошла на помощь Дамаску, желая показать свою силу, а на деле показала слабость». В чем эта слабость, АВС правда, сохранила в тайне. Зато обратила внимание на то, что «Обама в своей речи больше поддержал сирийскую оппозицию, нежели выразил свой протест против ИГ. Вашингтон по-прежнему ставит на переходное правительство в Сирии без Асада, а Россию предупреждает, что Асад падет и она останется в коалиции одна с Ираном. Россия вкладывает деньги и вооружения в Сирию, но это не гарантия победы. Путин пользуется успехом и вниманием внутри России, но этого добиться легко, когда у тебя под контролем все СМИ».

«Впервые в прямых, а не обтекаемых фразах Барак Обама сообщил, что будет поставлять оружие и патроны группам умеренных исламистов, которые сражаются против сирийского диктатора и которые являются целью атак русских. Несмотря на то, что Вашингтон признал провал своей военной миссии, начатой в Сирии год назад, США не отказываются от участия в здешнем конфликте и рассчитывают на то, что привлекут на свою сторону также 5 тысяч солдат-саудитов и 8 тысяч турецких военных».

И тут же, практически без перехода, АВС поведала о пяти ошибках Обамы в Сирии:

1. Замахнулся на переворот против Асада и его окружения

2. Публично признал свои сомнения и проявил неуверенность

3. Сформировал нечто несуществующее (имеется в виду умеренная оппозиция — прим. ИА REGNUM)

4. Создал антиасадовскую коалицию из многих, а в результате из никого

5. Попался на игру Владимира Путина».

Последнее, разумеется, особенно обидно.

Далее выяснилось, что «Россия атаковала Исламское Государство в Пальмире, чтобы завоевать симпатии Запада» и, по всей видимости, чтобы «все поняли, что целью русских являются экстремисты». После чего вся испанская пресса обсуждала «подарок ко дню рождения Путина» — ракетный удар четырех кораблей Каспийской флотилии. «Россия в ходе своего впечатляющего развертывания своих подразделений в Сирии проводит испытания новейшего вооружения, — сделала вывод El Confidencial. — Этим ударом Россия показала, что обладает реальной огневой мощью. Ситуация обещает большие проблемы для НАТО».