hellotraveler.ru
Мудрая обезьяна.

Евразийский «концерт»

Речи ряда евразийских лидеров на заседании 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН не могут не оставлять ощущения заранее подготовленного и отлаженного спектакля.

Судите сами: сначала Лукашенко очень красиво «разогревает публику» своими эмоциями и обращением к Божественному Возмездию. Затем Си Цзиньпин определил стратегическую суть момента. О конце однополярного мира («Ни одна из цивилизаций не должна претендовать на лидерство, ни одна не должна стремиться к тому, чтобы вытолкнуть других») и о грядущих изменениях планетарной экономической модели («Важно использовать не только невидимую руку рынка, но и видимую руку государственного регулирования»). Далее Путин выдал скрытый диагноз нынешним владыкам мира («Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?»).

Ну, а «заколотили гвозди» Иран и Казахстан. Хасан Рухани предложил создать новый конструктивный порядок, поскольку «мы не забудем прошлого, но мы не хотим жить в прошлом». Ключевое слово в его заявлении, безусловно, «не забудем»: «Мы не забудем войны, санкции…». А Нурсултан Назарбаев не только предложил не только создать нового качества наднациональную валюту, «отвечающую целям и задачам глобального устойчивого развития и процветания», но и вообще предложил «подумать о переводе штаб-квартиры ООН в Азию».

Предвижу обвинения в приверженности к «теории заговоров». Хотя, что в ней плохого? Кто-то сомневается, что конспирология остается конспирологией лишь до момента опубликования спецслужбами своих архивов? Шутка, но со значительной долей правды…

Соло с прицелом на Африку

Но надо отдавать себе отчет, что «евразийский концерт», устроенный в Нью-Йорке — это не хор, а сольные партии. Причем исполняемые ведущими мировыми голосами, или таковыми, кто мечтает ими стать. И каждый из лидеров озвучивал линию своего интереса, предоставив российскому президенту право до изнеможения бодаться с Обамой по проблеме морального облика сирийского президента БашараАсада: тиран ли он? Герой ли он?

Практически все внимание почтеннейшей публики на генассамблее было привлечено к российско-американской пикировке. Все с упоением следили, как Путин с Обамой определяли «кто кому тиран или демократ». И мало кто обратил внимание, что в это же время было озвучено даже не желание, а принятое решение. Которое имеет шанс в недалеком будущем вновь изменить геополитические форматы.

На сайте самого авторитетного в Китае агентства «Синьхуа» даже 1 октября, спустя три дня после выступления Си Цзиньпина в ООН, в качестве самой читаемой новости отмечена: «Китай выделит АС 100 млн. долларов США на миротворческие миссии».

АС — это Африканский Союз, межправительственная организация, сформированная под давлением ливийского лидера Муамара Каддафи и объединяющая 54 страны Черного Континента.

Полностью соответствующий фрагмент из выступления Си Цзиньпина звучит так: «Я также хочу объявить, что Китай обеспечит в общей сложности 100 миллионов долларов США бесплатной военной помощи Африканскому союзу за следующие пять лет, в поддержку учреждения Африканских резервных сил и Африканских сил немедленного реагирования на кризисы».

Африканские резервные силы (African Standby Force, ASF) — это проект континентальных интернациональных войск на африканском континенте, которые должны действовать под руководством Африканского Союза. Африканские резервные силы были задуманы как инструмент для своевременного реагирования и вмешательства в конфликты, которые разоряли континент после окончания «холодной войны».

Задуман инструмент был сильно. Как пять региональных мобильных бригад — Северная, Восточная, Центральная и Южная бригады плюс бригада ЭКОВАС — для пятнадцати государств северо-западной Африки. Еще в 2004 году, при открытии Панафриканского парламента договорились, что численность ASF будет составлять 15 000 человек. Потенциально их численность может быть гораздо больше: только в бригаде ЭКОВАС сейчас задействовано 6,5 тысяч человек, в Восточной бригаде — не менее 1 300, в Центральной — 4 800. Правда Северная и Южная бригады до настоящего времени не сформированы. Потому что сам «проект ASF» не работает.

Хотя на «верхнем уровне» сейчас уже все подготовлено прекрасно. Определены функции этих интервойск (вплоть до интервенции для восстановления мира и безопасности по просьбе государств-членов), сценарии их действий (вплоть до вмешательства в ситуациях геноцида, где международное сообщество не в состоянии действовать оперативно), дислокация Главного штаба (Аддис-Абеба, Эфиопия) и континентального логистического центра (Даула, Камерун).

Но, при этом, в декабре 2013 года специальная группа экспертов признала, что ASF вряд ли достигнет необходимых кондиций и до 2015 года, «без должных усилий, предпринимаемых всеми заинтересованными сторонами». А ведь к тому времени прошло уже более 10 лет с момента создания ASF (2001 год).

Поэтому, хотя никто не отменял формирование Африканских резервных сил, в ноябре 2013 года в на саммите в Претории (Южная Африка) были созданы Африканские силы немедленного реагирования на кризисы (African Capacity for Immediate Response to Crises, ACIRC), обозначенные как «механизм переходного периода до полной реализации африканских резервных сил». В настоящее время ACIRC— это пять пехотных батальонов из Алжира, Чада, Уганды, Танзании и Южной Африки. Особых кризисов за последние два года в Африке не было, и это избавило ACIRC от «малийского конфуза» 2012 года, когда «бригада ЭКОВАС», широко разрекламировав свои действия, ничего не смогла сделать с восставшими туарегами в Мали: пришлось вызывать французов и немцев.

Кроме того, уже при создании ACIRC была озвучена основная проблема проекта — деньги. На саммите в Претории Комиссия Африканского Союза обратилась с просьбой о предоставлении денежных взносов, как о ключевом шаге в образовании интернациональных континентальных сил. О крупных вливаниях в идею до настоящего времени ничего известно не было.

Итак, в сухом остатке: в Африке бесхозными лежали два универсальных политических инструмента: ASFи ACIRC. Полностью легитимные, всеафриканские, «с правом использования оружия». Могли ли пройти мимо хозяйственные китайцы?

Да никогда!

И радость, и боль

Тем более что Африка — это и интерес, и раздражение Китая. После ухода из Африки русских и переключения основного политического внимания США на Восточную Европу (рубеж 80−90-х годов прошлого века) Китай стал доминантой инвестиционных процессов на Черном континенте.

Даже Международному Валютному Фонду несколько раз обидно щелкали по носу. В Анголе, Нигерии, Чаде, Уганде имели место случаи, когда чиновники МВФ буквально накануне подписания договоров с правительствами этих стран узнавали, что африканцы получили дешевый китайский кредит и в услугах Фонда больше не нуждаются. Общие объемы китайских инвестиций определить невозможно. Дэвид Шинн, в 90-х годах посол США в Эфиопии и Буркина-Фасо, как-то задался вопросом: «Так сколько китайские компании и частные лица инвестируют в Африку?». И был вынужден сам себе ответить: «Я пришел к выводу, что никто, в том числе в самом Китае, не знает ответа на этот вопрос».

Но о масштабах инвестирования можно судить по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Там зафиксировано, что объем прямых китайских инвестиций в 48 африканских государств только в 2010 году составил $50 млрд. А это на два миллиарда больше, чем объем прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой (Юго-Восточная Европа, Содружество Независимых Государств и Грузия) в году 2014-м.

Но в этом и проблема. Африканский континент — это зона инвестиций высокого риска. При Каддафи 75 крупных компаний Китая вложили в Ливию $18 миллиардов. В 2011 году китайцы не только потеряли эти средства, но и были вынуждены организовывать эвакуацию из Ливии 35 тысяч своих сограждан. А есть еще антикитайские выступления в Судане (Южный Кордофан), Эфиопии (Огаден) и, тем более, восстановление пиратской активности у берегов Сомали.

Иными словами, китайскому капиталу в Африке нужна защита. И с этой точки зрения легитимные, но практически бесхозные и неприкаянные ASF и ACIRC— это просто дар судьбы. Полностью легитимные, признанные всеми африканскими странами южнее Сахары, с бесконечным потенциалом не только модернизации вооружения, но и даже набора солдат. Поскольку вряд ли следует сомневаться, что после китайского вмешательства миру достаточно быстро будут показаны полноценные Африканские резервные силы, снабженные китайским оружием, обученные китайскими инструкторами и руководимые лояльными к Китаю и мотивированными Китаем офицерами. А если повезет, то и укомплектованные из хуацяо, живущих в Африке китайцев. Их там много, и они там почти свои. Недавно Мукуни, вождь племени токалея и выпускник Оксфорда, заявил, что в Замбии есть 73 племени, включая китайцев.

Более того. На выступлении в ООН Си Цзиньпин анонсировал еще одно решение Китая: «Хочу объявить, что Китай присоединится к новой системе боевой готовности миротворческого потенциала ООН, и что в этих целях он решил возглавить усилия по созданию постоянного контингента полицейских миротворческих сил, выделив в их состав резерв численностью в 8 000 человек».

На 31 августа 2015 года в шестнадцати текущих миротворческих миссиях ООН было задействовано 106 245 человек военного и полицейского персонала, предоставленного 122-мя странами мира. Из них 89 127 человек находились в Африке, где при осуществлении девяти миссий уже погибло 785 «голубых касок». Особого успеха в Африке силы ООН не имели: факт наличия миссий в Западной Сахаре, Либерии, Централью-Африканской республике, Кот-д'Ивуаре, Конго, Мали и Суданах к окончательному решению региональных вопросов не привели.

Зато привели к финансовому кризису. На 13 июня 2015 года сумма причитающихся невыплаченных взносов на операции по поддержанию мира составила около 4.8 млрд. долларов. А это больше половины бюджета всех миротворческих операций 2015−2016 годов (8,27 миллиарда).

В условиях необходимости постоянного содержания большого количества войск в Африке и их хронического недофинансирования китайское предложение восьмитысячного контингента полицейских войск, по всей вероятности, будет более, чем благосклонно принято в ООН. Куда будут направлены эти силы — тоже ясно: Пекин не раз заявлял о своем неучастии в ближневосточных миротворческих миссиях (а их четыре, включая Кипр). А миссии в Гаити, Косово и на индо-пакистанской границе — это в общей сложности всего 6 750 человек. И вряд ли можно представить себе, что США, Европа и Индия допустят к своим границам китайских полицейских. Следовательно — в Африку!

Таким образом, чего практически добился Си Цзиньпин на 70-й сессии генассамблеи ООН? Во-первых, осуществления контроля над африканскими континентальными силами (под эгидой Африканского Союза) и ввода в Африку контингента своих полицейских сил (под эгидой ООН). Ни у одной страны мира такого воинского потенциала на Черном Континенте нет — китайские инвестиции будут под надежной охраной. Причем китайский лидер добился этого под овации зала, пообещав создание «фонда мира и развития Китая и ООН с капиталом один миллиард долларов сроком на 10 лет».

Учитесь, славяне и англо-саксы: пока вы рвете друг другу глотки, Пекин готовится взять под контроль всю Африку! Полностью в соответствии с заветами «мудрой обезьяны»: «Когда тигры издыхают в битве, обезьяна сходит с горы и снимает с тигров шкуры…».