30 сентября 2015 года Россия официально вступила в войну с «Исламским государством» (ИГИЛ — террористическая организация, запрещённая на территории РФ.): Совет Федерации единогласно поддержал предложение президента РФ Владимира Путина о возможности использования Вооружённых сил за рубежом. И в тот же день Министерство обороны РФ сообщило о первых авиаударах по позициям ИГИЛ в Сирии. Надо сказать, что неожиданностью это не стало: слухи, фотографии и видеозаписи о передислокации достаточно большого количества военной авиации, техники и личного состава в Сирию, на авиабазу под Латакией и в Тартус, появились уже более двух недель назад. Количество и типы военной авиатехники официально не разглашаются, однако уже сейчас их можно достаточно точно оценить, а также проанализировать возможности такой группировки.

thetribeonline.com
Сирийская пустыня — территория господства ИГИЛ.

Су-30СМ и Су-34 — лицо современных российских Воздушно-космических сил

Одними из первых в Сирии «засветились» российские многофункциональные истребители Су-30СМ, которые в количестве 4 единиц попали на спутниковые снимки, выложенные в западных СМИ. Позже, 29 сентября, в интернет попали снимки фронтового бомбардировщика Су-34 над Сирией, а также информация о 6 таких машинах, прибывших в Латакию.

Обе машины объединяет то, что они созданы на платформе истребителя Су-27 — одной из самых удачных в современном мировом авиастроении. Су-30СМ является двухместной модификацией Су-27, с полностью обновлённым радиоэлектронным оборудованием, установкой двигателей с отклоняемым вектором тяги (это повышает маневренность самолёта, а также делает его управляемым даже на околонулевых скоростях) и возможностью применения широкой номенклатуры авиационного вооружения России — высокоточного оружия (корректируемые авиабомбы, ракеты воздух-поверхность), ракет воздух-воздух и т.п. Су-34 от Су-30СМ отличает большая «заточенность» для нанесения ударов по земле, хотя он также может бороться и с воздушными целями.

Обе машины на данный момент являются лицом российских ВКС, так как истребитель 5-го поколения ПАК ФА пока проходит испытания. Одноместные же Су-35С в Сирию пока не прилетали — это, видимо, связано с тем, что двухместные машины можно эффективнее применять по наземным целям. При наличии достаточно эффективной разведки и целеуказания оба самолёта могут наносить удары с высот более 3−4 км, что фактически сделает их неуязвимыми в небе над Сирией, так как никаких серьёзных ПВО, кроме переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), у ИГИЛ и других террористических группировок нет. Для обоих самолётов предстоящая операция является серьёзным тестом, очень важно не «ударить в грязь лицом».

Су-25СМ и Су-24М2 — модернизированные ветераны

Помимо вышеуказанных Су-30СМ и Су-34, на спутниковых снимках оказались 12 штурмовиков Су-25 и столько же фронтовых бомбардировщиков Су-24. Учитывая, что большая часть этих машин модернизирована до версий Су-25СМ и Су-24М2, логично предположить, что именно они и прилетели в Латакию.

Штурмовики Су-25, прозванные «грачами», являются рабочей лошадкой российских ВКС — недорогая, простая и очень надёжная машина (хорошее бронирование неоднократно позволяло машинам возвращаться после попадания по ним из ПЗРК). В обновлённой версии они могут нести множество разновидностей управляемого и неуправляемого ракетного вооружения, бомб и т.п.

Фронтовые бомбардировщики Су-24М2, после модернизации получили возможность использовать ту же номенклатуру оружия воздух-поверхность, что и современный Су-34. Тем не менее, машина это достаточно старая и известная своей сложностью в управлении, и как результат — большой аварийностью.

Помимо перечисленных самолётов, на авиабазе в Латакии имеется некоторое количество штурмовых вертолётов Ми-24. Эту машину к современным отнести сложно, но она зарекомендовала себя надёжным оружием.

Любая потеря — катастрофа

Во время осуществления авиационной поддержки правительственным войскам Сирии, очень важно не допустить потерь авиации и попадания в плен российских лётчиков, так как судьба им будет уготована очень печальная. Потеря Су-30СМ и Су-34 очень маловероятна, так как машины работают с больших высот. То же касается и Су-24М2, если не вмешаются технические причины. Наиболее рискованно применение штурмовиков Су-25, и, в особенности, вертолётов Ми-24. Если первые также могут в хорошую погоду, которая в Сирии не редкость, наносить удары с высоты более 3 км, то вертолёты уязвимы в любом случае, что требует огромной осторожности при их использовании.

Никакого «шапкозакидательства»

Не успели ещё российские ВКС совершить и 10 вылетов, как уже везде звучат восторженные крики о том, как мы на «раз-два» уничтожим ИГИЛ.

Во-первых, у нас нет исчерпывающей информации о количестве и реальных целях, по которым наносили удары ВВС тех же США. Если они действительно бомбили войска ИГИЛ, то эффективность этих ударов была очень низка. В таком случае, учитывая высокий уровень американских ВВС, наши удары также смогут изменить очень немного.

Если же мы действительно увидим резкий успех у противоборствующих ИГИЛ наземных сил — курдских сил, правительственных сил Сирии и Ирака, то это станет свидетельством того, что «западные партнёры» занимались имитацией борьбы. В любом случае пройдёт ещё не одна неделя, пока мы сможем реально начать оценивать результаты начатой сегодня военной операции.

Ключевым фактором эффективности операции станет удовлетворительный уровень разведки (что очень непросто, учитывая подвижность и разбросанность сил ИГИЛ) и координации с наземными силами Башара Асада, которые, в конечном счёте, и должны выбивать потрёпанные силы боевиков с занятых ими территорий. Пока поводом для оптимизма можно назвать то, что российские войска показывают возможность очень быстро развёртывать достаточно крупные силы в отдалённых точках мира: в течение пары недель с нуля создана авиабаза минимум с 34 боевыми самолётами.