Порты Эстонии теряют российский транзит

Василий Перов. Рыболов (1871). Фрагмент

Объёмы перевалки грузов в эстонских портах ГАО «Таллинский порт» (в госкорпорацию входят пять портов: в Таллине, в Мууга, Палдиски, Пальясааре и на Сааремаа — прим. ИА REGNUM) в январе — августе этого года упали на 21,7% по сравнению с 2014 годом, до 15,2 млн тонн, сообщают «Морские вести России» со ссылкой на пресс-службу порта.

Резко сократились объёмы транзитных грузов — на 30,5% до 10,3 млн тонн. Перевалка импортных грузов составила 2,47 млн тонн (плюс 4,7% к прошлогодним показателям), экспортных грузов — 2,44 млн тонн (+6,4%).

Наиболее значительное падение фиксируется в сегменте наливных грузов. Через порты прошло 9,03 млн тонн наливных грузов, что на 32,3% меньше, чем за восемь месяцев прошлого года. Навалочных грузов перевалено 1,77 млн тонн (+4,1%), тарно-штучных — 407 тыс. тонн (-2,2%), Ro-Ro грузов — 2,85 млн тонн (+8,2%). Контейнерооборот порта по итогам января — августа сократился на 21,4% с 176,7 до 138,8 тыс. TEU.

Грузооборот Таллинского порта в 2014 году составил 28,32 млн тонн, что на 0,3% больше, чем годом ранее. Как сообщают эстонские СМИ со ссылкой на официальные данные, в 2014 году основной грузопоток в порту — более 40% от общих объёмов — формировали российские грузы. На долю местных импортируемых грузов приходится 26%.

Еще в марте этого года представители госкорпорации объясняли резкое сокращение объёмов нефтепродуктов падением цен на нефть и частичной переориентацией грузопотока на российские порты Балтийского моря. Что касается контейнерного грузооборота, то в порту это связывают с общей ситуацией в мировой экономике, ослаблением рубля и падением покупательной способности.

Напомним, что общий грузооборот портов Эстонии за последние 10 лет сократился на 7,4% — с 47,1 млн тонн в 2005 году до 43,6 млн тонн в 2014 году. При этом российские порты Балтийского моря увеличили перевалку на 58,1% — с 141,4 млн тонн до 223,5 млн тонн. Сегодня Россия — лидер по перевалке грузов через порты Балтики.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, недавно Таллинский порт оказался в центре громкого коррупционного скандала. Согласно информации эстонских СМИ, минимум 15 последних лет ГАО «Таллинский порт» тайно финансировал из своих средств две правящие партии страны — праволиберальную Реформистскую партию и Союз правых партий «Отечество — Республика». Как отмечает эстонская телерадиовещательная корпорация ERR, накануне коррупционного скандала Таллиннский порт показал лучшие в своей истории экономические результаты — при обороте в 111 млн евро чистая прибыль госкорпорации составила 39 млн.

Читайте также: Скандал вокруг Таллинского порта: «Эстония пыталась обмануть географию«

Калининград потерял половину контейнерного грузопотока

В калининградских портах по итогам первого полугодия 2015 года зафиксировано максимальное падение контейнерного грузооборота среди портов Балтийского моря. Падение оборота калининградского порта вдвое выше, чем в Усть-Луге, и в три-четыре раза выше, чем в соседних портах Гданьска и Клайпеды. Об этом сообщает портал Rugrad. eu со ссылкой на доклад начальника калининградского управления «Росморпорта» Андрея Мошкова. Контейнерооборот калининградских портов рухнул на 59,1%, порт Усть-Луга потерял 22% от прошлогоднего оборота. Оборот контейнеров в порту Санкт-Петербург сократился на 28,5%. Спад контейнерного грузопотока в портах Эстонии составил 22%. Контейнерооборот порта Гданьск (Польша) снизился на 18,4%, порта Клайпеда (Литва) — на 16,9%.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, общая экономическая ситуация и частично санкции отрицательно влияют на порты Балтики, ориентированные на импортные контейнеры. Кроме того, как отмечают эксперты, для российских портов Балтийского бассейна нарастает конкуренция за внешнеторговые грузы, в том числе контейнерные, со стороны морских гаваней Азово-Черноморского бассейна. В начале года специалисты прогнозировали, что рынок контейнерных перевозок «просядет» на 20−25%, по самому пессимистичному сценарию — на 40%.

Порты Северо-Запада затормозили рост

Грузооборот портов Санкт-Петербурга и Ленобласти в августе этого года составил 19,1 млн тонн, что соответствует показателям за аналогичный месяц 2014 года. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря».

Грузооборот порта Санкт-Петербург за отчётный месяц по сравнению с прошлым годом сократился на 20% — до 4,4 млн тонн. Объёмы навалочных грузов увеличились на 14% до 952,8 тыс. тонн, генеральных грузов стало на 10% меньше (839,8 тыс.). Сегмент наливных грузов «просел» на 56%. Так, перевалка нефтеналивных грузов сократилась более чем в два раза — с 1,6 млн тонн в 2014-м до 689,9 тыс. тонн в этом году.

В нефтеналивном порту Приморск объёмы перевалки грузов увеличились на 9% и составили 4,5 млн тонн. В августе порт отгрузил 3,4 млн тонн нефти — на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Оборот дизельного топлива в порту значительно — на 30% — возрос и составил 1,1 млн тонн.

Положительную динамику грузооборота демонстрирует порт Усть-Луга. В августе через порт прошло 7,2 млн тонн грузов — на 9% больше, чем в 2014 году. Перевалка угля и кокса снизилась на 1% и составила 1,8 млн тонн. Объёмы перевалки минеральных удобрений выросли в 3,7 раза — с 47,6 тыс. тонн до 176,1 тыс. тонн. Наливные грузы выросли на 8% и составили 4,8 млн тонн. Перевалка нефтепродуктов увеличилась на 15% до 2,5 млн тонн, нефти — на 1% до 2,1 млн тонн.

ООО «Порт Логистик» (Выборг) увеличило грузооборот на 10% до 148,2 тыс. тонн. Перевалка угля выросла на 4% и составила 61,4 тыс. тонн. Порт отправил 65,3 тыс. тонн минеральных удобрений — почти в два раза больше, чем годом ранее.

Порт Высоцк перевалил в августе 1,8 млн тонн грузов, что на 14% больше по сравнению с 2014 годом. В сегменте угля и кокса перевалка увеличилась на 12% до 536,7 тыс. тонн. Выросли объёмы нефтепродуктов — на 15% до 1,3 млн тонн.

Порт Калининград потерял 9% оборота. Объёмы перевалки в порту составили 990,6 тыс. тонн. Перевалка нефти увеличилась на 28% до 63,4 тыс. тонн, нефтепродуктов — на 9% до 113,1 тыс. тонн.

Санкции развернули Прибалтику в сторону Казахстана

Латвия предложила Казахстану проект «идеального логистического центра», откуда как казахстанские, так и китайские грузы будут распределяться в страны Прибалтики и Скандинавии. Сотрудничество между двумя странами в транспортной сфере обсуждалось на круглом столе в рамках ежегодной Казахстанской Международной выставки «Транспорт и Логистика» — TransitKazakhstan 2015, которая состоялась на минувшей неделе в Алма-Ате.

Особый интерес у латвийских и казахских компаний вызывает проект Нового экономического пояса Шёлкового пути, который призван связать Восток и Запад. «Большие надежды возлагаем на развитие Китая и Европы. Мы являемся транзитной страной, как и Казахстан, который развивает Шёлковый путь и автомобильные и железные дороги, новые пограничные пункты, логистические центры», — цитирует директора департамента транзитной политики Министерства сообщения Латвии Андриса Малдупса телеканал «Алматы».

За круглым столом собрались казахстанские и латвийские грузоперевозчики, инвесторы и руководители государственных структур. Ключевой темой стала деятельность двух государств в рамках Евразийского транзитного коридора. Как отмечает СМИ, Казахстан является третьим по важности партнёром Латвии в области железнодорожных перевозок.

Сегодня Латвия готовит новые логистические решения для грузоперевозок между Китаем и Европой. Казахстанские партнеры в свою очередь обеспечивают железнодорожные маршруты от границ Поднебесной до латвийских портов. По словам самих предпринимателей, новые сухопутные направления Шёлкового пути сокращают время поставок груза до Европы до 14 дней, тогда как морской маршрут занимал 45 дней. Эстонский бизнес, который также был представлен на TransitKazakhstan 2015, подчёркивает особую важность сотрудничества с Казахстаном. «Казахстан всегда был важным регионом для эстонских компаний, но сейчас, в связи с сокращением российского транзита, его важность возросла как никогда ранее», — цитирует члена правления BaltMarketConsult Татьяны Ереминой эстонская телерадиовещательная корпорация ERR. Как отмечает СМИ, соседние Латвия и Литва направили на выставку более представительные делегации. «Литву на этом крупнейшем Центрально-Азиатском форуме представляет замминистра транспорта и коммуникаций Саулюс Гирдаускас, Латвию — заместитель государственного секретаря Министерства сообщения Улдис Рейманис», — рассказала Еремина. Она также подчеркнула, что для Казахстана, страны с восточным менталитетом, важна демонстрация поддержки бизнеса со стороны государства, поэтому участие в выставке представителей Министерства экономики и коммуникаций Эстонии дало бы эстонской делегации дополнительные преимущества.

Напомним, что 19-я Центрально-Азиатская выставка «Транспорт и Логистика» — TransitKazakhstan 2015 собрала представителей 130 компаний из Казахстана, России, Узбекистана, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, Франции, США и Китая.

Стоит отметить, что ранее посол Казахстана в Латвии Бауржан Мухамеджанов в программе Латвийского Радио 4 «Действующие лица» заявил, что Рижский порт останется за пределами нового транспортного коридора для транзита китайских грузов, так как Литва смогла предложить более выгодные условия сотрудничества руководству Казахстанских железных дорог. Более того, в Казахстане рассматривают возможность покупки терминала в литовском порту Клайпеда. Как ранее сообщало ИА REGNUM, в литовском правительстве считают, что Клайпедский порт может стать морскими воротами Казахстана в Европу.