«Национально-освободительный поход Красной армии 17 сентября 1939 года был не только в интересах народов Западной Украины и Западной Белоруссии, но и в интересах польского народа, т.к. только Россия могла обеспечить будущее возрождение польской государственности, и в 1945 году она была возрождена», — заявил 17 сентября августа корреспонденту ИА REGNUM белорусский философ Лев Криштапович, оценивая значение одной из важнейших дат в белорусской истории.

«Воссоединение Западной Белоруссии с БССР — это величайшее историческое событие в жизни белорусского народа, воссоединившегося в едином белорусском государстве. Т.н. белорусские националисты слёзы льют о Речи Посполитой, о польских повстанцах, о «коварстве» т.н. пакта Молотова — Риббентропа, но не желают замечать ни причин краха польского государства, ни террора польских властей в Западной Белоруссии, и преподносят День воссоединения как нечто ужасное с их точки зрения. Мы же помним о великом Освободительном походе Красной армии 17 сентября 1939 года и считаем необходимым восстановить историческую справедливость — сделать день 17 сентября государственным праздником Республики Беларусь «День воссоединения белорусского народа в рамках единого белорусского государства», — сказал Криштапович.

По словам Криштаповича, полонофилы, русофобы и антисоветчики несостоятельны в своих потугах представить СССР агрессором 17 сентября 1939 года. Он констатировал: «Уже через две недели после начала Второй мировой войны польская армия была окружена, разбита и с трудом обороняла Варшаву, а в это время правительство Польши и её военное командование бежали в Румынию. 17 сентября никто не знал, где они. До этой даты Германия 3, 8 и 10 сентября понуждала советское правительство к введению войск на территорию разгромленной Польши, чтобы втянуть его в войну с Англией и Францией, которые совсем не спешили начинать войну с Германией по условиях договора с Польшей».

«Польское государство и его правительство перестали существовать, а, следовательно, договоры, заключенные между СССР и Польшей, прекратили свое действие. В связи с этим Советский Союз не может оставаться нейтральным и вынужден взять под защиту единокровное украинское и белорусское население, а также снять нависшую угрозу границам СССР», — процитировал профессор заявление советского правительства от 17 сентября 1939 года.

«Поход Красной армии на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины был национально-освободительным, и ревизионистам не удастся представить его как совместный раздел Польши Германией и СССР, — заявил Криштапович. — Ни одна из крупных держав не восприняла национально-освободительный поход Красной армии как войну против Польши. Например, Англия и Франция не объявляли войну Советскому Союзу как союзнику Германии. У. Черчилль прямо заявил, что действия Советского Союза оправданы, и для защиты России от немецкой угрозы необходимо, чтобы на «линии Керзона» стояла русская армия».

Криштапович сослался на очевидцев событий сентября 1939 года — народного поэта Белоруссии Максима Танка, который спустя полвека говорил, что «никаким сводкам, реляциям, более поздним свидетельствам историков не под силу передать тот энтузиазм и радость, с какими трудящиеся Западной Белоруссии встречали весть о воссоединении». Он также сослался на мнение народных поэтов Белоруссии Я. Купалы и Я. Коласа в обращении к мировой общественности от 4 марта 1928 года, которые назвали политику польских властей уничтожением белорусского народа. Об этом же говорили и белорусские депутаты польского парламента.

«Польский режим проводил жесточайшую антибелорусскую политику в Западной Белоруссии, уничтожая культуру и интеллигенцию, стремясь лишить белорусов своей истории и даже своей территории. Польские власти ликвидировали белорусские школы. До присоединения Западной Белоруссии к Польше их было около 400, то в 1928 году — 28 белорусских школ, в 1934 году — 16, а в 1939 году уже не было ни одной. Театры и даже избы-читальни закрывались. Польские власти занимались откровенным терроризмом, создав для политзаключённых в 1934 году концлагерь в Берёзе-Картузской», — напомнил Криштапович.

Поэтому, считает философ, нет ничего удивительного в том, что 17 сентября 1939 года белорусы бывших «крессов всходних» встречали Красную Армию как своих освободителей. Он отметил также, что без Освободительного похода РККА могло не состояться воссоединения белорусского народа.

Как сообщало ИА REGNUM, белорусские учёные, писатели и общественные активисты провели 15 сентября в Минске круглый стол, рассмотрев ситуацию в Западной Белоруссии до воссоединения с БССР и в очередной раз обратили внимание на значение даты 17 сентября для белорусской истории. Годом ранее прошли общественные слушания «Воссоединение Западной Белоруссии с Белорусской ССР и Советским Союзом как акт исторической справедливости», участники которых приняли обращение к руководству Союзного государства с предложением «внести 17 сентября как День воссоединения белорусского народа в календарь памятных дат Союзного государства и тем самым отметить воссоединение Западной Белоруссии с Белорусской ССР и Советским Союзом как выдающееся событие в отечественной истории».