В память об итогах Освободительного похода Красной Армии 17 сентября 1939 года следует установить государственный праздник — «День воссоединения белорусского народа». Об этом было заявлено 15 сентября в ходе состоявшегося в Минске круглого стола с участием белорусских учёных, писателей и общественных активистов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В ходе мероприятия было рассмотрено несколько проблемных вопросов западнорусской истории, охватывающих период от Полоцкого княжества до Освободительного похода Красной Армии 17 сентября 1939 года. Также были рассмотрены проблемы процесса глобализации и место в нём Белоруссии.

Доктор философских наук Лев Криштапович выступил с докладом, в котором противопоставил процесс глобализации и интеграции. Он провёл исторический экскурс от германского Drang nach Osten («Натиск на Восток») и польско-католической концепции «Унии» до современной глобализации и проблем однополярного мира. По мнению учёного, глобализация — это навязывание не-западным народам «заведомо регрессивной модели», которой следует противопоставить интеграцию на основе принципов равноправия и справедливости, многополярного мира и сотрудничества на взаимовыгодной основе. Многополярный мир, считает философ, более устойчив (за счёт нескольких центров) и более справедлив (за счёт необходимости достижения консенсуса между региональными центрами).

«Не уния, а союз. Не глобализация, а интеграция», — такое решение Криштапович считает правильным.

Говоря о постсоветском пространстве, Криштапович отметил, что белорусы состоялись как «неполитический народ», утративший в Речи Посполитой на рубеже XVI века своё дворянское сословие (почти в полном составе воспринявшее польскую культуру как «свою»), а интеллектуальная деятельность не была характерна для крестьян. Такая особенность предопределила специфику белорусского самосознания, уверен философ.

«Проблема союзности — это проблема атрибутивности нашего бытия», — подчеркнул белорусский учёный.

Он также подверг критике современный западный политологический дискурс, в рамках которого демократия трактуется как защита государством меньшинств в ущерб интересам большинства. Он констатировал: «Никаких демократических государств на постсоветском пространстве не выстраивается». По его мнению, исключением из этого правила можно считать Белоруссию.

Поднятую Криштаповичем тему глобализации и места в ней постсоветского пространства продолжил кандидат исторических наук Вадим Елфимов. Он отметил, что альтернатива глобализационному проекту подорвана развалом СССР и потерей более половины экономического потенциала нашей Родины. «Альтернативная модель должна стартовать с «более низкой позиции», — констатировал он.

Елфимов отметил также, что Владимир Путин ставит вопрос о социальной ответственности капитала, подчеркнув: «В России, Евразийском союзе не может быть поставлена во главу угла прибыль — может быть поставлена только общественная польза».

В рамках круглого стола состоялось также обсуждение значения даты 17 сентября 1939 года для белорусской истории. Доктор филологических наук Иван Чарота, говоря о воссоединении Белоруссии, отметил: «Надо снисходительно относиться к тому, что на данном этапе, в данных обстоятельствах этот вопрос обходится».

Доктор исторических наук Кирилл Шевченко выступил с обстоятельным докладом на тему «культурной инженерии» во II Речи Посполитой (межвоенной Польше), жертвой которой стали белорусы. Учёный привёл убедительные доказательства этноцида, который был идеологически оформлен и реализован польским правительством с ноября 1918 года по 1939 год. Уже в первый год оформления нового польского государства польская элита не скрывала своих планов в отношении национальных меньшинств, права которых были не более чем декларациями Рижского мирного договора и Конституции Польши, что признают польские исследователи. В частности, Роман Дмовский откровенно заявлял, что политика польских властей в отношении белорусов, литовцев и украинцев должна вестись с позиций польского цивилизационного превосходства. В том же 1918 году «польская политическая элита выразила идею восстановления Польши в границах 1772 года», напомнил профессор.

Шевченко процитировал польских интеллектуалов и политиков, откровенно заявлявших о том, что «белорусы должны быть переделаны под поляков». Уже с первых месяцев польского владычества на белорусских землях началось последовательное искоренение языка белорусов, массовые увольнения белорусов и православных, преследования белорусских учителей и т.д. Белорусские организации открыто назывались преступными, самоидентификация как «белорус» приравнивалась едва ли не к государственной измене. Польские учёные получили заказ на обоснование «изначальной польскости» земель Белой Руси.

В это же время возникла сеть «польских домов», отметил Шевченко, цель которых — распространение «польскости», польской культуры. Как инструмент конструирования новой реальности использовались переписи населения. В итоге к Освободительному походу Красной Армии 17 сентября 1939 года в Западной Белоруссии оставались единицы белорусских школ, но и это не устраивало польских шовинистов, настаивавших на форсировании процесса ополячивания.

Историк Олег Прудников отметил, что «вся история Белоруссии — это процесс реинтеграции и стремления к единому союзу». По словам Прудникова, даже в тех случаях, когда сложно говорить о союзе государственном, белорусы проявляли стремление к общерусскому союзу «культурному и цивилизационному».

Писатель и руководитель витебской общественной организации «Русский дом» Андрей Геращенко, оценивая период нахождения Западной Белоруссии в составе межвоенного польского государства, сделал вывод о том, что она «выбивалась из общепольской ситуации». В Западной Белоруссии наблюдался постоянный конфликт — то тлеющий, то перерастающий в масштабную партизанскую войну.

Историк Сергей Шиптенко в своём докладе отметил, что «75-летие Воссоединения белорусского народа осталось незамеченным властями Белоруссии» и нет оснований считать, что нынешняя годовщина «важнейшей даты» в истории Белоруссии XX века удостоится внимания госструктур. При этом он отметил, что ежегодно к 17 сентября русофобские прозападные издания в Белоруссии и за рубежом публикуют около двух десятков статей, комментариев, интервью и т.д., в которых стремятся дать негативную трактовку историческому событию. Данные публикации, по мнению Шиптенко, указывают не только на спланированный и координируемый их характер (один и тот же круг изданий, синхронизированные перепечатки и т.д.), но и на стремление определённого круга авторов «быть большими поляками, чем сами поляки», навязывая «польский взгляд на историю Белоруссии».

«Если события 17 сентября 1939 года отрицаются, отрицается воссоединение Белоруссии, то отрицается и Хельсинкский акт 1975 года, Белоруссия в её нынешних границах, принятая Верховным советом БССР Декларация о суверенитете 1990 года, решения 1991 года и т.д.», — сказал Шиптенко.

По его мнению, авторов публикаций, в которых Освободительный поход Красной Армии 17 сентября 1939 года осуждается, равно как и воссоединение Западной Белоруссии с БССР, часто неправомерно называют «белорусским националистами», а правильнее было бы называть «криптополяками» или «литвинствующими русофобами». Данные авторы, отметил Шиптенко, игнорируют статистику, ими «история народа подменяется «историей одной бабушки» — ссылкой на «воспоминания» обывателя, и дискуссия на научную тему сводится к сопоставлению «историй двух бабушек».

«Ревизионизм стал нормой, — констатировал Шиптенко. — Так называемый «национальный подход» подменяется русофобией, т.к. традиционная белорусская идентичность не устраивает ни власти, ни прозападную оппозицию, а новая белорусская идентичность ими ещё не синтезирована».

В дискуссиях приняли участие белорусские литераторы и политологи. В частности, политолог и публицист Николай Сергеев отметил, что «17 сентября никак не укладывается в «ходульный культ Радзивиллов». По его мнению, преподавание в школах и вузах должно вестись не с польской, а белорусской точки зрения».

Как сообщало ИА REGNUM, почти десятилетие представители белорусской общественности добиваются от властей установления памятной даты 17 сентября в память о воссоединении Западной Белоруссии и БССР накануне Великой Отечественной войны. Александр Лукашенко однажды поздравил белорусов с памятной датой, которая отмечается неофициально и не имеет статуса памятной даты или государственного праздника ни в Белоруссии, ни в России (как правопреемнице СССР), ни в Союзном государстве Белоруссии и России.